|
Помогите выбрать МК для учебных целей ВУЗа |
|
|
|
Apr 13 2015, 03:29
|
Знающий
   
Группа: Свой
Сообщений: 540
Регистрация: 16-08-07
Из: Владивосток
Пользователь №: 29 831

|
Преамбула. Сейчас на кафедре моего ВУЗа лабораторные по микропроцессорной технике выполняются на базе УМК (как на фото). Кто не знает, это древние аппараты выполненные на процессорах 8080. С втычными платами расширения. С вводом микропрограммы в виде машинных кодов с клавиатуры вручную. Конечно же, для понимания сущности микропроцессоров/микроконтроллеров весьма наглядные устройства. Но. 1. Стендам около 30 лет и обслуживать их становится все сложнее и сложнее. 2. В настоящее время написание программ, отладка и заливка программы в целевое устройство, мягко говоря отличается от описанного. Нужно базу менять. Количество деньг на это дело очень ограниченно. Решено собрать (или купить готовые) платы с установленным МК и какой-то переферией типа светодиодов, потенциометров и тд. и тп., это уже детали. А вот с выбором МК у нас разгорелись споры. Коллега предлагает выбрать для этого что-нибудь из вариантов 51-го контроллера от Atmel, с внутрисхемным программированием. Плюсы. 1 - 51 ядро имеет кучу литературы, даже на русском языке. 2 - после сброса не нужно настраивать порты ввода-вывода. Я против этого выбора. Мои доводы против. Нет внутрисхемного отладчика. Сами камни уж сильно "бородатые". Я не против 51-го, но хотелось бы что-нибудь посовременнее. Но, например, МК от silabs сложноваты в первоначальной настройке. Что бы тем же светодиодом помигать нужно сделать побольше усилий. И вообще мне больше импонируют сейчас stm8. Доставабельны, дешевы. Т.е. если что студент может купить плату отладочную и тут же применить свои знания в какой-либо поделке "для дома, для семьи". Может коллективный разум что-нибудь посоветует другое или добавит "голосов" в одину из наших копилок?
Эскизы прикрепленных изображений
|
|
|
|
|
 |
Ответов
(60 - 74)
|
Apr 14 2015, 20:55
|

Гуру
     
Группа: Модератор FTP
Сообщений: 4 479
Регистрация: 20-02-08
Из: Москва
Пользователь №: 35 237

|
1-ый год обучения - собираем народный AVR-программатор. 2-ый год обучения - программируем тиньку ATtiny2313. 3-ый год обучения - программируем мегу ATmega8535 (странно, что почему-то обычно изучают именно ее). ..... 5-ый год обучения - программируем X-мегу ATxmega32e5. ... Идем на работу - получаем задание сделать проект на STM32F4. Увольняемся по медицинским показаниям (взрыв мозга). Становимся бомжем.
|
|
|
|
|
Apr 16 2015, 02:45
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 356
Регистрация: 24-02-09
Пользователь №: 45 309

|
Моё предложение MSP430. Потому что у него фон-Неймановская архитектура (общая память команд и данных), и в этом он ближе к архитектуре 8080, чем другие. Вдруг это обстоятельство может как-то сэкономить часы преподавания, сразу после лекций о 8080. Но с другой стороны, производители ВСЕХ известных мне контроллеров, САМИ охотятся на студентов и преподавателей ВУЗов, и готовы раздавать им бесплатно свои Ланчпады, Дискавери, Кит-ы, и просто контроллеры мешками - лишь бы студенты их осваивали, и побольше курсовых поделок с их помощью делали... Как я понимаю этот альтруизм работает так: сегодня подарили будущему конструктору один Ланчпад или Дискавери, а завтра получили с помощью его изобретения для производства заказ на 100 тыщ контроллеров, и свою "жертву" отбили с лихвой... Есть даже такой "бизнес" - заказывать бесплатные образцы, представляясь студентом или преподавателем ВУЗа. Производитель готов буквально засЫпать печатными материалами, образцами продукции, и даже готовыми стендами для разработки. Некоторые ещё и отправляют посылки по всему миру за свой счёт... Я полагаю у производителей есть готовые решения не только для студентов (как зажечь лампочку с помощью ИХ контроллера), но и для преподавателей - как лучше преподнести ИХ продукт будущим конструкторам техники (буклеты, презентации, стенды, и т.д.). Поэтому, может быть, стОит пообщаться по почте с менеджерами тех-же: TI, STM, Microchip, Atmel, и узнать что у них есть для ВУЗов
|
|
|
|
|
Apr 16 2015, 03:13
|

Гуру
     
Группа: Модератор FTP
Сообщений: 4 479
Регистрация: 20-02-08
Из: Москва
Пользователь №: 35 237

|
Вот еще неплохая альтернатива для учебной платы: TE-TM4C123,RUSSIA. Россияне сделали (!) на TM4C123GH6PZI (TI, Tiva, Cortex-M4). Цена около 2000 руб. На плате есть графический дисплей 128х160 точек, SD-карта. 3-осевой акселерометр LIS302DL, датчик температуры LMT89, остальное по мелочи. Два USB-порта. Один из них с прошивальщиком/отладчиком (встроенный JTAG отладчик ICDI)! Кабель в комплекте. Куча контактов по обеим краям платы для неиспользованных выводов - позволяет присоединять к ней всякую всячину.
|
|
|
|
|
Apr 16 2015, 04:09
|
Знающий
   
Группа: Свой
Сообщений: 790
Регистрация: 6-02-14
Из: Омск
Пользователь №: 80 379

|
Цитата(Xenia @ Apr 16 2015, 07:02)  Скажите, а что такое "Embedded программирование"? Я-то всегда думала, что программирование микроконтроллеров оно и есть.  Выдержка из объявы для Нижнего Новгорода от 06.04.2015 Цитата(Mihail Gluhowchenko @ Apr 6 2015, 13:07)  В Нижегородский офис... Ведущий программист встроенных систем Требования Высшее техническое (профильное). Опыт разработки программного обеспечения для архитектуры ARM. Знание C/C++. Опыт работы с системами контроля версий Git, SVN. Владение IDE: Keil μVision, IAR. Опыт работы с scmRTOS, RTEMS, RTOS. Опыт работы с протоколами и интерфейсами: TCP/IP, Ethernet, ZigBee, WiFi, Bluetooth, CAN, RS-485/232. Опыт работы с модемами GSM, приемниками GNSS. .... Встроенные системы это как раз Embedded. Ключевое отличие в том что знание архитектуры микроконтроллера это 1%, остальное это знание ОС и протоколов. Обучать в ВУЗах 1% востребованных знаний это впустую тратить ресурсы в том числе и студентов. Ну и если уж тратить ресурсы впустую так лучше с Arduino, во первых веселее, во вторых получаются вполне работоспособные и необходимые в быту гаджеты.
|
|
|
|
|
Apr 16 2015, 05:16
|
Гуру
     
Группа: Участник
Сообщений: 2 219
Регистрация: 16-08-12
Из: Киров
Пользователь №: 73 143

|
Цитата(agregat @ Apr 16 2015, 07:09)  Встроенные системы это как раз Embedded. Ключевое отличие в том что знание архитектуры микроконтроллера это 1%, остальное это знание ОС и протоколов. Обучать в ВУЗах 1% востребованных знаний это впустую тратить ресурсы в том числе и студентов. Это вообще не о чем. Что такое программирование встраиваемых систем, это во первых системы реального времени, либо управляющие контроллеры ПЛК. Все это базируется в 90% случаев на МК, конечно, если вы не любитель винды, с ее потрясающей стабильностью в режиме 24\7 Знание архитектуры МК это и ваши любимые интерфейсы и протоколы и пр.. Не путайте микроконтроллер с процессором. Сейчас МК - это уже системы на кристалле, где есть все, кроме памяти. Да, сейчас архитектура процессоров уходит на второй план, т.к. программирование ведется на языках высокого уровня, а не на ассемблерах - тут нет ничего плохого, задачи стали сложнее, и инструменты стали удобнее. Цитата(agregat @ Apr 16 2015, 07:09)  Опыт работы с scmRTOS, RTEMS, RTOS. Опыт работы с протоколами и интерфейсами: TCP/IP, Ethernet, ZigBee, WiFi, Bluetooth, Опыт работы - это еще не означает полное знание этих протоколов. Я много сделал всего на TCP/IP, но не скажу, что полностью знаю все нюансы, равно, как и тот товарищ, который придет на эту должность, я уверен. Цитата(agregat @ Apr 16 2015, 07:09)  Опыт работы с системами контроля версий Git, SVN. Владение IDE: Keil μVision, IAR. Какой смысл, имеет использование гнушных систем, работая в кейле или иаре?
|
|
|
|
|
Apr 16 2015, 23:51
|
Знающий
   
Группа: Свой
Сообщений: 540
Регистрация: 16-08-07
Из: Владивосток
Пользователь №: 29 831

|
Да, тема грозит перерости в холивар. Спрашивали про специальности: 1. Эксплуатация судового эл. оборудования и средств автоматики. 2. Управление в технических системах. Так что не в чистом виде программисты. Курс микропроцессоров подразумевает изучение именно внутренностей МК, соответсвенно хотя бы азы ассемблера нужно давать. Тоже добавлю холивара. Хочу возразить против использования сразу высоких технологий, дурдуин, андроидов и всего-всего, наплевав на основы. Это не радиокружок. Студенты должны получать базовые знания. И если говорят, что якобы плученные знания в реальной работе не пригождаются - мягко говоря лукавство. Да, может на 8080 никто и не работает, но саму идиологию без разницы на чем изучать. Интегралы тоже мало кому нужны, так что же их тоже убрать из изучений? Да много чего. Хотел много написать, да смысл. Итак. Конкретика. Нет ардуино, андроиду и т.д. Только хардкор. Также скажу нет кортексам, хотя и очень бы хотелось. Причины описал. Только 8-битники. Сузим, так сказать, границы поиска истины. Хотелось бы из этого услышать реальные доводы в пользу тех или иных архитектур. А также против других. Ну допустим. Советут тут нам и 430 и avr и stm8. А в чем преимущество одного перед другими? Дешевые отладки у 430? Но у того же stm8 отладочные платы также дешевы и к тому же доставабельны. Во всех случаях ядра проприетарные. В этом плане, конечно же, вне конкуренции 51 (эх был бы кортекс попроще, правда, зачем он нужен был бы  ).
|
|
|
|
|
Apr 17 2015, 00:10
|

Знающий
   
Группа: Участник
Сообщений: 974
Регистрация: 4-04-08
Из: далека
Пользователь №: 36 467

|
Цитата(barabek @ Apr 16 2015, 19:51)  Итак. Конкретика. Нет ардуино, андроиду и т.д. Только хардкор. Также скажу нет кортексам, хотя и очень бы хотелось. Причины описал. Только 8-битники. Сузим, так сказать, границы поиска истины. Хотелось бы из этого услышать реальные доводы в пользу тех или иных архитектур. А также против других. Ну допустим. Советут тут нам и 430 и avr и stm8. А в чем преимущество одного перед другими? Дешевые отладки у 430? Но у того же stm8 отладочные платы также дешевы и к тому же доставабельны. Во всех случаях ядра проприетарные. В этом плане, конечно же, вне конкуренции 51 (эх был бы кортекс попроще, правда, зачем он нужен был бы  ). Правильной дорогой идете. Я не совсем понял про сложности с отладкой у 51. Но мысль такая: показать че такое микроконтроллер, регистры, память, периферия. При этом не обязательно иметь всю возможную периферию. Нельзя объять необьятное, за деревьями леса не будет видно. Сами разберутся потом. Достаточно UART, SPI возможно I2C дать им пощупать, EEPROM.. Из остальных я бы на АВР посмотрел. Изза популярности, бесплатных средств отладки. СТМ8 совсем не знаю МСП430 там по моему программатор закрытый
--------------------
Верить нельзя никому, даже себе. Мне - можно.
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|