реклама на сайте
подробности

 
 
2 страниц V   1 2 >  
Reply to this topicStart new topic
> Расчет силовой части ШИМ - подскажите как рассчитать, конденсатор и диод
Саломатин
сообщение Apr 16 2009, 13:32
Сообщение #1





Группа: Участник
Сообщений: 10
Регистрация: 16-04-09
Пользователь №: 47 804



Вопрос простой - надо рассчитать-подобрать конденсатор(ы) по питанию и диод защитный для управления ДПТ 12В 24А. Управление ШИМ 7кГц, один нижний ключ на 4 параллельных IR540. Это пока макет, транзисторы не греются, диоды тоже. Транзисторов, наверное, уменьшу до 3 шт - пусть лучше запасец будет. Двигатель питается от DC-DC преобразователя, но конденсатор по питанию всеж нужен, насколько я понимаю (длина проводов питания около 40 см). По защитному диоду интересует необходимое быстродействие, т.к. я пробовал наши кд213 - выбросы при выключении транзистора большие - до 80В, попробовал диоды из блока питания ATX (других не было на такой ток) - при выключении транзистора выброс достигает 18 вольт и имеет колебательный характер (но очень короткий). Из литературы удалось почерпнуть, что диод должен выдерживать рабочий ток двигателя, быть быстрым (но насколько?) и при этом иметь зачем-то плавное восстановление.

ПРи выборе конденсатора посмотрел Irms через доступные конденсаторы общего применения - при емкости 3300 мкФ ток всего 1200 мА. Измерил реальный ток через конденсатор - в зависимости от режима от 3A до 5 А rms. Т.е. вроде как нехорошо, и батарею набирать тоже не интересно- и габариты и емкость. Опять же , емкость советуют всего 2500мкФ для моего случая. Очень смущает среднее время наработки на отказ всего 1000 - 5000 часов...

Устройство должно работать непрерывно до 10 -15 тыс часов, без присмотра, поэтому не хотелось бы сесть в лужу из-за просчета, но опять же и опыта нет, а ошибиться дважды два...

Если книжица хорошая или статейка - подскажите, где взять, что-то пока ничего не нашел... Или просто пример из практики...
Ну и наконец, может кто встречал готовый модуль, мне попадались ампер на 5 максимум для ДПТ...

Заранее благодарен за помощь.

Сообщение отредактировал Саломатин - Apr 16 2009, 13:36
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Microwatt
сообщение Apr 16 2009, 14:10
Сообщение #2


Гуру
******

Группа: Почетный участник
Сообщений: 6 851
Регистрация: 25-08-08
Из: Запорожье
Пользователь №: 39 802



При такой частоте коммутации быстродействие диода практически не имеет значения.
Рабочий ток диода... хорошо бы уточнить, как он включен.
То же и для конденсаторов. Схему бы силовой части глянуть. Это что, понижалка, мост или какая-то другая топология?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Саломатин
сообщение Apr 16 2009, 14:33
Сообщение #3





Группа: Участник
Сообщений: 10
Регистрация: 16-04-09
Пользователь №: 47 804



Цитата(Microwatt @ Apr 16 2009, 18:10) *
При такой частоте коммутации быстродействие диода практически не имеет значения.
Рабочий ток диода... хорошо бы уточнить, как он включен.
То же и для конденсаторов. Схему бы силовой части глянуть. Это что, понижалка, мост или какая-то другая топология?


Один нижний ключ для управления двигателем постоянного тока. Вот картинка, схема примитивная, типовая... На практике там еще есть двухсторонние сапрессоры 1.5КЕ15 параллельно диоду и транзистору - только для макета, потом уберу.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  power.BMP ( 10.36 килобайт ) Кол-во скачиваний: 139
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Microwatt
сообщение Apr 16 2009, 16:36
Сообщение #4


Гуру
******

Группа: Почетный участник
Сообщений: 6 851
Регистрация: 25-08-08
Из: Запорожье
Пользователь №: 39 802



О, с картинкой - другое дело!
При таком низком рабочем напряжении полезно применить диод Шоттки. Не в смысле быстроты коммутации, а для малых потерь по теплу. 20-40 вольтовых Шоттки - навалом.
Ток тут не в переходных процессах, а длительно протекает. Потому диод надо рассчитывать по теплу на 50-70% тока электродвигателя с бросками в 130-150%. "Мягкие" запирания /отпирания имели бы смысл при рабочей частоте раз в 10-15 выше.
Что касаемо конденсаторов... Страхи Ваши преувеличены. Применяйте 105С электролиты и, если у Вас в месте установки платы будет не выше 60-70С, они отработают 2-3 года без проблем. На емкости, конечно, экономить не надо. 2-3 тыс микрофарад при токе 24ампера явно мало. Нужно хотя бы в 2-5 раз больше. И лучше П-образный LC фильтр соорудить, пусть в качестве дросселя будет просто трубочка или одновитковое кольцо. Это очень уменьшит пульсации на проводах, подводящих питание к плате.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Саломатин
сообщение Apr 18 2009, 12:36
Сообщение #5





Группа: Участник
Сообщений: 10
Регистрация: 16-04-09
Пользователь №: 47 804



Цитата(Microwatt @ Apr 16 2009, 20:36) *
О, с картинкой - другое дело!
При таком низком рабочем напряжении полезно применить диод Шоттки. Не в смысле быстроты коммутации, а для малых потерь по теплу. 20-40 вольтовых Шоттки - навалом.
Ток тут не в переходных процессах, а длительно протекает. Потому диод надо рассчитывать по теплу на 50-70% тока электродвигателя с бросками в 130-150%. "Мягкие" запирания /отпирания имели бы смысл при рабочей частоте раз в 10-15 выше.
Что касаемо конденсаторов... Страхи Ваши преувеличены. Применяйте 105С электролиты и, если у Вас в месте установки платы будет не выше 60-70С, они отработают 2-3 года без проблем. На емкости, конечно, экономить не надо. 2-3 тыс микрофарад при токе 24ампера явно мало. Нужно хотя бы в 2-5 раз больше. И лучше П-образный LC фильтр соорудить, пусть в качестве дросселя будет просто трубочка или одновитковое кольцо. Это очень уменьшит пульсации на проводах, подводящих питание к плате.


Да, что-то с диодом я не продумал. Недаром они у меня больше транзисторов греются... Был уверен, что это из-за коротких импульсов.

Я правильно понимаю, что если частоту увеличить раза в 2 - 3 то пульсации тока уменьшатся и облегчится режим конденсаторов при этом не ухудшив режим диода?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
mpr
сообщение Apr 18 2009, 13:39
Сообщение #6


Частый гость
**

Группа: Свой
Сообщений: 135
Регистрация: 12-07-05
Из: Россия, Сибирь
Пользователь №: 6 712



Цитата(Саломатин @ Apr 18 2009, 15:36) *
Я правильно понимаю, что если частоту увеличить раза в 2 - 3 то пульсации тока уменьшатся и облегчится режим конденсаторов при этом не ухудшив режим диода?

Да, все верно, только вот с ростом частоты намного увеличатся динамические потери в транзисторах. Рассмотрите возможность установки дросселя в цепь двигателя. Чтобы не гадать на кофейной гуще поставте в цепь шунт и измерьте пульсацию тока. Потом уже по факту примете решение по конденсатору, дросселю и частоте ШИМ
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Microwatt
сообщение Apr 18 2009, 14:39
Сообщение #7


Гуру
******

Группа: Почетный участник
Сообщений: 6 851
Регистрация: 25-08-08
Из: Запорожье
Пользователь №: 39 802



Цитата(Саломатин @ Apr 18 2009, 15:36) *
Да, что-то с диодом я не продумал. Недаром они у меня больше транзисторов греются... Был уверен, что это из-за коротких импульсов.

Я правильно понимаю, что если частоту увеличить раза в 2 - 3 то пульсации тока уменьшатся и облегчится режим конденсаторов при этом не ухудшив режим диода?

Нет, повышая частоту, Вы существенно не уменьшите потери в диодах. Режим конденсаторов немного облегчится. Если частота будет до 20кГц, то и в транзисторах особо тепла не добавится. Добавится оно может в двигателе.
Частоты до 10-20 кГц в современных импульсных стабилизаторах - "детские". В том смысле, что динамическими потерями в ключах и диодах можно пренебречь. Основоне тепло - чисто "омическое", из-за падения напряжения на активных компонентах.
А вот обмотка двигателя... она намотана под постоянный ток да еще и на обычном железе. Там потери очень большие на ВЧ. Поэтому, посмотрите через добавку в 0.01- 0.05 Ома форму тока. Если там трапеция, близкая к прямоугольнику, с очень пологой верхушкой, то лучше частоту больше не повышать. Это мало что даст. А вот если наклон более 10-15% от амплитуды, то повышение частоты может немного снизить ВЧ-гармоники в обмотке и потери. Хотя, это нужно проверить, измерить по общему КПД устройства. Заранее предсказать я затрудняюсь.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
mpr
сообщение Apr 19 2009, 05:29
Сообщение #8


Частый гость
**

Группа: Свой
Сообщений: 135
Регистрация: 12-07-05
Из: Россия, Сибирь
Пользователь №: 6 712



Цитата(mpr @ Apr 18 2009, 16:39) *
Да, все верно, только вот с ростом частоты намного увеличатся динамические потери в транзисторах. Рассмотрите возможность установки дросселя в цепь двигателя. Чтобы не гадать на кофейной гуще поставте в цепь шунт и измерьте пульсацию тока. Потом уже по факту примете решение по конденсатору, дросселю и частоте ШИМ

Опечатка вышла - с ростом частоты до ~20кГц немного увеличатся динамические потери
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Саломатин
сообщение Apr 21 2009, 14:24
Сообщение #9





Группа: Участник
Сообщений: 10
Регистрация: 16-04-09
Пользователь №: 47 804



Цитата(mpr @ Apr 19 2009, 09:29) *
Опечатка вышла - с ростом частоты до ~20кГц немного увеличатся динамические потери

Ничего, перечитал пару раз, но понял всеж правильно.

Частоту увеличил до 14 кГц, форма тока конденсаторов стала практически прямоугольной (до 4 А rms ), а вот ток от источника питания как был почти треугольный, так и остался. Я так понимаю, дроссель служит для сглаживания пусаций тока в цепи источника? И установив его я могу точно не беспокоиться за конденсаторы? Прямоугольным желательно иметь ток непосредственно двигателя?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
_Pasha
сообщение Apr 21 2009, 16:01
Сообщение #10


;
******

Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509



Цитата(Саломатин @ Apr 21 2009, 17:24) *
Я так понимаю, дроссель служит для сглаживания пусаций тока в цепи источника? И установив его я могу точно не беспокоиться за конденсаторы?

Совершенно сапоги! С точки зрения ЭМС - идеально. А еще есть источники с быстрой защитой по КЗ - тоже проблема решается.

Цитата
Прямоугольным желательно иметь ток непосредственно двигателя?

Каким макаком он будет прямоугольный? Это же индуктивная нагрузка. Он будет треугольным до безобразия smile.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Microwatt
сообщение Apr 21 2009, 17:15
Сообщение #11


Гуру
******

Группа: Почетный участник
Сообщений: 6 851
Регистрация: 25-08-08
Из: Запорожье
Пользователь №: 39 802



Цитата(_Pasha @ Apr 21 2009, 19:01) *
Каким макаком он будет прямоугольный? Это же индуктивная нагрузка. Он будет треугольным до безобразия smile.gif

Не макаком, а гиббоном. Постоянным и будет с небольшой пилой по верхушке.
В очень плохо сделанных схемах - действительно треугольным и даже отдельными щербатыми треугольничками.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
-=TRO=-
сообщение Apr 21 2009, 20:35
Сообщение #12


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 214
Регистрация: 24-10-07
Из: zp.ua
Пользователь №: 31 690



Я для подобных целей взял драйвер ir2153. В нижнее плечо 3 штуки stp60nf06 в паралель, в верхнее плечо (там где у старттопика диод) один такой-же stp60nf06. В затворы полевиков резюки вобще не ставил. Шим генератор собран на той-же ir2153 по стандартной схеме. Операционник меряет падение напряжения на проводе идущему к двигателям и сравнивает с опорным (задание тока двигателя). Выход операционника через сопротивление (номиналом в 2/3 от задающего в ir2153) подключен к третьему выводу ir2153 (выводу RC генератора). Таким образом у меня получился ШИМ стабилизатор тока (момента) для двигателей. Два двигателя впаралель потребляют вместе 35 ампер по 12 вольтам. Транзисторы еле тёплые на символическом радиаторе, частота ШИМ 20 килогерц (что-бы не зудел).
Кстати, питание у меня от аккумуляторов, провод до схемы метра полтора, поэтому взял пять штук самых дешовых конденсаторов на 10 тыщ мкф каждый, и собрал в линейку проходную батарею. Хотя и с одним конденсатором на 1000 мкф всё работало.

Сообщение отредактировал -=TRO=- - Apr 21 2009, 20:50
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Microwatt
сообщение Apr 21 2009, 21:37
Сообщение #13


Гуру
******

Группа: Почетный участник
Сообщений: 6 851
Регистрация: 25-08-08
Из: Запорожье
Пользователь №: 39 802



Цитата(-=TRO=- @ Apr 21 2009, 23:35) *
Я для подобных целей взял драйвер ir2153. . В затворы полевиков резюки вобще не ставил. Шим генератор собран на той-же ir2153 по стандартной схеме.....
всё работало.

Хм, земляк, а ну, давай-ка расскажи как это ШИМ на IR2153 делается? И стандартную схему в студию.
Думаю, она даже самому IR пригодится....
Если все работало -завтра у цирка жду с бутылкой. Приноси, дорогой, схему ШИМ, очень интересно.
Только фиксированная пауза в 1 мкс за ШИМ же не считается, да?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
-=TRO=-
сообщение Apr 21 2009, 22:00
Сообщение #14


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 214
Регистрация: 24-10-07
Из: zp.ua
Пользователь №: 31 690



Я же всё написал, стандартая схема это конечно меандр, даёш напряжение на 3ю ногу через резистор номиналом чуть меньше времязадающего, он смещает напряжение компарации в ir2153, вот тебе и ШИМ. Допёр когда внутреннюю структуру в даташите рассматривал. Проверил, работает, очень обрадовался. Завтра я работаю, да и не пьющий, здоровье не позволяет, а схемку на работе как раз и накидаю.

Прикрепленное изображение


Сообщение отредактировал -=TRO=- - Apr 21 2009, 22:28
Go to the top of the page
 
+Quote Post
-=TRO=-
сообщение Apr 22 2009, 08:00
Сообщение #15


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 214
Регистрация: 24-10-07
Из: zp.ua
Пользователь №: 31 690



Двигатель я на схеме в спешке не так нарисовал, он у меня подключен паралельно верхнему полевику, а не нижнему(как на рисунке.)
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V   1 2 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 19th July 2025 - 05:27
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01506 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016