Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: КПД двигателя
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Аналоговая и цифровая техника, прикладная электроника > Метрология, датчики, измерительная техника
TigerSHARC
Недавно задался вопросом, каким образом можно измерить КПД электродвигателя?
Пока на ум ничего не пришло...(

p.s. имеется вииду, кто с работал с подобным оборудование для измерения? есть какие-либо рекомендации?
kovigor
Цитата(TigerSHARC @ Sep 8 2012, 18:08) *
Недавно задался вопросом, каким образом можно измерить КПД электродвигателя?
Пока на ум ничего не пришло...(

p.s. имеется вииду, кто с работал с подобным оборудование для измерения? есть какие-либо рекомендации?

Замерить мощность, подводимую к двигателю из сети, потом замерить мощность, снимаемую с вала, и поделить вторую на первую. Тут двумя днями раньше была очень похожая тема. Один из вариантов - использовать балансирную машину:
http://electronix.ru/forum/index.php?showtopic=105807

P.S.
По дороге домой придумал еще один вариант. Если у вас есть еще один такой же двигатель. то связываем двигатели валами, непосредственно, без редуктора, чтобы один двигатель вращал другой, работающий в генераторном режиме. Обмотки получившегося генератора нагружаем на известное сопротивление и измеряем на нем мощность. Дальше просто - делим потери между двигателем и генератором поровну и вычисляем КПД ...
Microwatt
Цитата(kovigor @ Sep 8 2012, 20:16) *
Дальше просто - делим потери между двигателем и генератором поровну и вычисляем КПД ...

Так , в связке двух машин, КПД в принципе вычислить можно. Когда-то вычислял практически для коллекторных машин.
Но если поделить поровну КПД будет занижен. Предположим, подвели 10 ватт к такой связке и получили с генератора 5. Если потери поровну, то в генераторе потеряно 2.5 ватта, на его входе 7.5 и КПД 0.66.
А если подумать внимательнее, то мы имеем произведение двух КПД по 0.707. В двигателе потеряно 2.93 ватта и выдано 7.07. В генераторе потеряно 2.07 и выдано 5.

А нельзя ли попробовать по методу пивовара Джоуля Джеймса Прескотта?
В калориметрический сосуд наливаем точно известное количество воды и мешаем несколько минут насадкой на валу двигателя. Измерив разность температур до размешивания и после можем вычислить работу. Ну а мощность потребляемую во время размешивания мы записали.
Кстати, таким методом и очень могучие машины испытывали. По температуре проточной воды на выходе мешалки.
SyncLair
Цитата(Microwatt @ Sep 9 2012, 00:43) *
А нельзя ли попробовать по методу пивовара Джоуля Джеймса Прескотта?
В калориметрический сосуд наливаем точно известное количество воды и мешаем несколько минут насадкой на валу двигателя. Измерив разность температур до размешивания и после можем вычислить работу. Ну а мощность потребляемую во время размешивания мы записали.
Кстати, таким методом и очень могучие машины испытывали. По температуре проточной воды на выходе мешалки.


Вот именно что могучие, а так ведь ещё будут теплопотери от охлаждения и испарения воды.

Наверное лучше каким-либо образом добиться того чтобы двигатель поднимал груз с помошью механических приспособлений.

З Ы КПД наверное немного разный в зависимости от нагрузки бывает.
Tiro
Цитата(SyncLair @ Sep 9 2012, 00:13) *
Вот именно что могучие, а так ведь ещё будут теплопотери от охлаждения и испарения воды.

Наверное лучше каким-либо образом добиться того чтобы двигатель поднимал груз с помошью механических приспособлений.

З Ы КПД наверное немного разный в зависимости от нагрузки бывает.

А я поддержу уважаемого Microwatt. Неужели Вы полагаете, что инженеры при измерениях калориметрическим методом забыли про теплоизоляцию и испарение? А про механический способ написал уважаемый Kovigor. Вы прочитали материал по ссылке?

Про зависимость КПД от нагрузки вопрос не стоял, видимо у ТС есть определенная нагрузка.

P.P.S. TigerSHARC Думал втупую погуглить измерители механической мощности, но не нашел ничего подходящего.
@Ark
Цитата(TigerSHARC @ Sep 8 2012, 19:08) *
Недавно задался вопросом, каким образом можно измерить КПД электродвигателя?

Непосредствено на вал двигателя закрепляете маховик, с известным механическим моментом инерции. Еще потребуется датчик для измерения мгновенной скорости вращения (лучше какой-нибудь оптический энкодер, чтобы поменьше влиял на механику). При разгоне вся полезная мощность на валу двигателя будет расходоваться на увеличение кинетической энергии маховика. Аэродинамическими потерями можно пренебречь (при правильной форме маховика).
Подключаете двигатель к источнику питания и снимаете кривую разгона от нуля до максимальных (номинальных) оборотов - фиксируете мгновенные значения подводимой электрической мощности и мгновенные значения угловой скорости. Вычисляете мгновенные угловые ускорения и, по известному моменту инерции, определяете мгновенную механическую мощность. Путем несложных расчетов определяете КПД, в зависимости от скорости вращения.
После завершения разгона, можно вместо источника питания подключить внешнюю электрическую нагрузку, и аналогичным способом определить КПД двигателя уже в генераторном режиме.
Microwatt
Цитата(@Ark @ Sep 9 2012, 04:35) *
Непосредствено на вал двигателя закрепляете маховик, с известным механическим моментом инерции.

Метод, несомненно, остроумный и достаточно точный при огромной массе маховика и какой-то его начальной скорости.
Но если разгон будет идти секунды, то замерять точно время и обороты достаточно трудно, нужно делать это автоматически. Кроме того, электродвигатель имеет очень разный КПД в зависимости от скорости вращения. При старте с нуля он будет очень низким.
С некоторыми статическими погрешностями КПД маломощного двигателя можно, наверное, определить, наматывая на тонкую спицу-вал нить с подвешенным грузом за определенное время или поднимая груз через хорошо смазанную пару винт-гайка.
Похоже, у нас открывается тема "101 способ измерения КПД" sm.gif
MrYuran
Цитата(Microwatt @ Sep 10 2012, 04:04) *
Похоже, у нас открывается тема "101 способ измерения КПД" sm.gif

Сосчитать потери, поделить на затраты.
Получим коэффициент бесполезного действия. Осталось вычесть из единицы - вот и КПД.
@Ark
Цитата(Microwatt @ Sep 10 2012, 04:04) *
Метод, несомненно, остроумный и достаточно точный при огромной массе маховика и какой-то его начальной скорости.
Но если разгон будет идти секунды, то замерять точно время и обороты достаточно трудно, нужно делать это автоматически. Кроме того, электродвигатель имеет очень разный КПД в зависимости от скорости вращения. При старте с нуля он будет очень низким.

Огромная масса маховика совсем не обязательна. Требуемый момент инерции маховика можно достаточно точно оценить по номинальной мощности двигателя, как правило, заранее известной. Разгоняется же двигатель в реальных механизмах под нагрузкой - здесь та же ситуация, только механическая нагрузка достигается немного иным способом. Преимущество такого подхода в том, что полезная механическая мощность ни куда не теряется и полностью переходит в кинетическую энергию маховика, исключая ничтожные аэродинамические потери. Поэтому, определить ее можно очень точно по динамике разгона - измеряя угловую скорость.
Конечно, потребуется полная автоматизация процесса измерения. Однако, не вижу особой проблемы в организации синхронного измерения тока, напряжения и угловой скорости, с дискретностью, скажем, 1мс, например. Мне думается, что все это мероприятие, даже с изготовлением измерителя и вытачиванием и балансировкой маховика, обойдется несколько дешевле закупки специальных тормозных стендов для этих целей. А результат будет не хуже.
ASZ
КПД электродвигателя на разных оборотах существенно отличается.
Особенно для трехфазных.
Поэтому фокус с маховиком не пройдет.
@Ark
Цитата(ASZ @ Sep 10 2012, 21:01) *
КПД электродвигателя на разных оборотах существенно отличается.
Особенно для трехфазных.
Поэтому фокус с маховиком не пройдет.

Пишите, даже не разобравшись в сути дела...
В процессе разгона получите значения КПД для всех значений угловой скорости - от нуля до номинала.
alexvu
Можно сделать тормозной стенд из шкива со скользящим ремнем, который натягивается двумя динамометрами.
По разности их показаний получаем силу, умножаем на радиус = момент.
Меняя натяжение, можно менять момент нагрузки.
Далее, измеряем скорость, напряжение и ток - получаем КПД. Желательно это все усреднить хотя бы за нексолько оборотов.
КПД действительно зависит от оборотов и нагрузки.
Например, для асинхроных двигателей при частоте вращения ниже 80% или выше 98% от частоты питания - КПД падает в разы (цифры условные, но близкие к реальности).
Также, при малой нагрузке КПД снижается. Т.е. есть зона макс. КПД, которая и соответствует номинальным условиям эксплуатации.
Кстати, знаете ли Вы, что у асинхронных двигателей при понижении нпар. питания повышается потр. ток (при той же нагрузке на валу)?
ASZ
Цитата(@Ark @ Sep 10 2012, 20:12) *
Пишите, даже не разобравшись в сути дела...
В процессе разгона получите значения КПД для всех значений угловой скорости - от нуля до номинала.

Вы правы.
Д.К.
Если есть данные о скорости вращения вала и потребляемой электрической мощности, можно ли замерить КПД в таком случае? и как?

p.s. я думал изначально что КПД можно измерить поделив потребляемую мощность на мощность указанную в паспорте.
@Ark
Цитата(Д.К. @ Sep 14 2012, 16:20) *
Если есть данные о скорости вращения вала и потребляемой электрической мощности, можно ли замерить КПД в таком случае?

В общем случае, для определения КПД этой информации не достаточно. Но достаточно в случае, который описан мною выше.
kovigor
Цитата(Д.К. @ Sep 14 2012, 15:20) *
Если есть данные о скорости вращения вала и потребляемой электрической мощности, можно ли замерить КПД в таком случае? и как?

Я вот одного не пойму. Почему нельзя просто довериться данным производителя мотора о КПД ? Если их нет - запросите. Или это мотор после ремонта ?
Herz
Думается, задача поставлена неполно. Как и во всех других случаях, её следовало бы конкретизировать. О каком КПД идёт речь? Среднем? На номинальной нагрузке? На холостом ходу? Полагаю, результаты будут разными: на этапе разгона, например, КПД двигателя будет переменным, а всего привода - минимальным. О КПД двигателя, вращающегося без нагрузки, и вообще говорить как-то бессмысленно.
Практический интерес, скорее всего, представляет КПД привода в целом на номинальной нагрузке. Его можно определить, как отношение выполняемой работы (той самой, полезной) в единицу времени к электрической мощности, подводимой к двигателю. А работу действительно вычислить хоть по поднятию соответствующего груза.
_Pasha
Обыкновенно делался стенд: на одном конце испытуемый асинхронник, на другом - коллекторник для создания противомомента.
Д.К.
А если, двигатель находистя в работе(двигатель прокатного стана например). Как вычислить работу(полезную мощность)? например есть прибор Explorer 4000 компании BAKER, который имеет токовые щупы и щупы напряжения. и заявлено, что прибор измеряет КПД
_Pasha
Если Вы можете, проясните плз вопрос: там требуются какие-то предустановки на параметры двигателя или нет?
Д.К.
не могу сказать, но для расчёта некоторых диагностических величин требуется вводить такие параметры как номинальный ток и напряжение(из паспорта)
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.