Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Помогите разобраться со схемой на таймере 555
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Аналоговая и цифровая техника, прикладная электроника > Вопросы аналоговой техники
sigmaN
Товарищи, помогите разобраться.
Вот схема:
Ссылка на краткое описание работы:сюда

Разобрал, включил питание. На выходе стабилизатора(эмиттер транзистора) было 10В. На базе 7.5 - как положено. Прозвонил - транзистор оказался пробитым,заменил на более мощный КТ829А(стоял какой-то непонятный 7ГS0) - выход стал 6.4В. ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ не 7В?
Ничего не заработало, проверил диод и стабилитрон далее по схеме - всё OK.
Заменил микросхему: стояла 1N555N, поставил выпаянную из старого принтера с маркировкой x 5 вверху и 555 чуть ниже. Т.е. я думаю это она.
Включаю - стрелка сразу шкалит почти на максимум. Микруха та и работает т.к. на выводе 5(Uе) ловлю именно 2/3 от напряжения питания(как и должно быть). Потом я имитирую работу двигателя(ритмично замыкаю сигнальный провод на землю) и стрелка судорожно дёргается от 0 до максимума. Иногда она даже дёргается когда прибор просто включен.
Что это может быть? Я верю что те, кто работал с таймерами 555 легко подскажут мне куда копать.

Поможете? ))
MrYuran
Проверьте времязадающую цепь 59k-47n.
Больше вроде копать некуда.
Ещё подстроечник, не закорочен ли.
Вообще лучше не тыкать об землю, а взять генератор на 1кГц и смотреть.
Заодно откалибровать.
А смотреть лучше осциллографом.
domowoj
Разберись сначала с питанием.
7ГS0 вероятно КТ817Г, КТ829 транзистор составной(схема Дарлингтона) и мощьный, Uбэ у него =1,4В.
ИМХО, вместо 817_го можно поставить любой NPN средней или малой мощности.
sigmaN
В общем дело было в паршивой помехозащищенности схемы. Были откуда-то наводки(думаю что скорее всего по питанию т.к. БП импульсный).
Подключил в машине, завел - всё прекрасно работает))
Питание не стал копать т.к. микруха работает от 5 до 15В и написано что на временные характеристики напруга никак не влияет. Так что по идее разницы между 6.4 и 7В особой вообще нет. Зато транзистор теперь никогда в жизни не сгорит :-))
Кстати, а чё за маркировка 7ГS0? где почитать?
Artak
Транзистор лучше менять так как напряжение влияет на амплитуду импульсов т. е. на показания тахометра. Конечно если есть возможность можно заново откалибровать тахометр вместо замены транзистора

такая маркировка часто встречается у транзисторов КТ814-817
на корпусе написаны последняя цифра и буквенный индекс марки транзистора. А последние два знака каким то оббразом кодируют дату производства
sigmaN
Цитата
Uбэ у него =1,4В.

Я нашел в справочнике Uэб=5в причём и у 817 и у 829А.
Может быть имеется ввиду Uкэ? Тогда у 817 1В, а у 829А 2В.
А что значит
Цитата
КТ829 транзистор составной(схема Дарлингтона)
он же обычный транзистор как и все. При чём тут схема Дарлингтона?
А что если стабилитрон на 8 вольт поставить? Какраз будет около 7 на выходе. ))
Ни генератора ни осцилографа к сожалению нет:-(
rezident
Цитата(sigmaN @ Dec 9 2008, 04:39) *
Я нашел в справочнике Uэб=5в причём и у 817 и у 829А.
Может быть имеется ввиду Uкэ? Тогда у 817 1В, а у 829А 2В.
domowoj имел в виду падение напряжения на переходе Б-Э. У простого транзистора на переходе Б-Э при небольших токах около 0,7В падает. У составного транзистора (схема Дарлингтона) там два Б-Э перехода, поэтому падение как минимум вдвое больше. Эта схема (транзистор, резистор и стабилитрон) является параметрическим стабилизатором (диод там для защиты от переполюсовки) в которой транзистор включен по схеме "эмиттерного повторителя". Такое включение транзистора характеризуется усилением по току в "бета" раз и единичным усилением по напряжению (без учета падения напряжения на Б-Э переходе).
Цитата(sigmaN @ Dec 9 2008, 04:39) *
А что значит он же обычный транзистор как и все. При чём тут схема Дарлингтона?
Ну и вопросы. 07.gif Вы хоть википедию "покурите", что ли laughing.gif
Цитата(sigmaN @ Dec 9 2008, 04:39) *
А что если стабилитрон на 8 вольт поставить? Какраз будет около 7 на выходе. ))
Думаю что выходное напряжение этого параметрического стабилизатора и параметры стабилитрона выбраны, исходя из минимально возможного входного напряжения схемы (минимального напряжения на автомобильной аккумуляторной батарее).
sigmaN
Понял - там внутри уже 2 транзистора соединенных по схеме Дарлингтона))
Я про неё слыхал и раньше, не думал просто что там их какраз 2 в одном корпусе.
Есть с десяток транзисторов в корпусе как КТ817, но без буквенной маркировки, только верхняя кромка покрашена(серый, зеленый, красный). Как быть с такими? Что за звери?
Есть идея поставить туда регулируемую КРЕНку и накрутить её на 7В. Не будет ли это самым надёжным и конкретным решением проблемы???
rezident
Цитата(sigmaN @ Dec 9 2008, 17:35) *
Есть с десяток транзисторов в корпусе как КТ817, но без буквенной маркировки, только верхняя кромка покрашена(серый, зеленый, красный). Как быть с такими? Что за звери?
Первая же ссылка в гугле на запрос "цветовая маркировка транзисторов"
http://cityradio.narod.ru/spr/tranzistor.html
Цитата(sigmaN @ Dec 9 2008, 17:35) *
Есть идея поставить туда регулируемую КРЕНку и накрутить её на 7В. Не будет ли это самым надёжным и конкретным решением проблемы???
Не будет. У КРЕНки максимальное входное напряжение 35В, а в бортовой сети автомобиля присутствуют импульсные помехи гораздо большей амплитуды. Хотя, если вы доработаете входную часть тахометра, реализовав дополнительную защиту от импульсных помех, то можно попробовать.
xemul
Можете поставить 2SC945 (Uce = 60 V, в комповых БП обычно присутствуют).
Для борьбы с помехоустойчивостью добавьте нан 100 между 5 и 1 ногами таймера, ну и хотя бы столько же между (4,8) и 1.
Последовательно с входным диодом не помешает резистор ~100 Ом.
domowoj
Цитата(rezident @ Dec 9 2008, 18:52) *
У КРЕНки максимальное входное напряжение 35В, а в бортовой сети автомобиля присутствуют импульсные помехи гораздо большей амплитуды.

Неужели борода на питании больше 35В.
А если фильтр или ограничитель.
rezident
Цитата(domowoj @ Dec 9 2008, 21:24) *
Неужели борода на питании больше 35В.

Гуглите ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кондуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний.
Цитата(domowoj @ Dec 9 2008, 21:24) *
А если фильтр или ограничитель.
И дроссель и TVS-диод будут очень кстати.
sigmaN
Ставить 817Г я не хочу по той простой причине, что горит он в этих тахометрах. Ставил я туда более мощный транзистор, но как я понял из ваших постов - главное тут именно напряжение Uкэ.
У КТ817Г оно равно 100В. Если я правильно смотрю в электронном справочнике:
"Uкэ/R максимально допустимое постоянное напряжение коллектор-эмиттер (Uкэ) при заданной величине сопротивления, включенного между базой и эмиттером ( R )"
Меня немного смущает наличие этого сопротивления. На сколько адекватно можно сравнить допустим КТ817Г у которого 100В получаются при сопротивлении 1Ком и КТ864А, у которого этот параметр равен 200В при 10Ом.
Можем ли мы сказать, что в моём случае 864А поставить предпочтительнее чем 817Г?
Цитата
Можете поставить 2SC945 (Uce = 60 V, в комповых БП обычно присутствуют).

Да да, видел я эти 945. Маленькие таки. Щас посмотрю наличие.
Но опять таки если 817Г 100В - то он лучше.
Или нужно ещё обратить внимание на качество изготовления отечественных полупроводников ))
Хочется поставить и забыть уже, чтоб потом он не сгорел через пол года опять.
xemul
Цитата(sigmaN @ Dec 9 2008, 21:37) *
Ставить 817Г я не хочу по той простой причине, что горит он в этих тахометрах.
Поставьте резистор последовательно с диодом - скорее всего перестанет гореть (ну если только на шнурках между генератором и аккумулятором набирается импульсных вольт дцать... тогда сначала лечить проводку в авто).
Цитата
Ставил я туда более мощный транзистор, но как я понял из ваших постов - главное тут именно напряжение Uкэ.

Да не главное оно. Если вход стабилизатора будет защищен должным образом, то вполне хватит транзистора с Uce=30-40.
Цитата
Да да, видел я эти 945. Маленькие таки. Щас посмотрю наличие.
Но опять таки если 817Г 100В - то он лучше.
Или нужно ещё обратить внимание на качество изготовления отечественных полупроводников ))

Да хоть КТ315 (какой там из них был на 30 В?)
Цитата
Хочется поставить и забыть уже, чтоб потом он не сгорел через пол года опять.

Поставьте за входным диодом резистор, дальше на землю электролит мелкофарад на 10 и стабилитрон на 30 В. Останется заменить параметрический стабилизатор на 78L05/08 и откалибровать показометр по известной частоте.
sigmaN
В общем поставил 1000Пф между 5 и 1 ногами микрухи.
Транз КТ817Г. Электролит 10мкф 16В на землю с эмиттера(как советовали в статье на niva-faq.ru).
Плохо, конечно, что я не поставил ещё и сразу за диодом кондюк...
Резистор 100Ом на входе, но _ДО_ диода. Думаю это же не так критично, до или после он будет стоять? Просто собрал уже приборку. Впаял не дожидаясь ответа.А разбирать всё так не хочется уже! ))
В итоге, при включении питания на коллекторе получается 10.5В, на эмиттере ровно 7В.
Потребление прибора ~6мА.
Но, конечно, на 3-4 тысячах через обмотку миллиамперметра потечет ток и потребление возрастет ну максимум до 20мА. т.е. резистор в 100Ом на показания, как я понимаю, никак не отразится. Но зато не даст току возростать до небес во время импульсов.
domowoj
Цитата(rezident @ Dec 9 2008, 23:05) *
И дроссель и TVS-диод будут очень кстати.


sigmaN
Что ты паришь репу, тебе же посоветовали, поставь по входу питания ограничительный диод
1,5КЕххСА с напряжением вольт 27, и хоть КТ315 или LM317lz ставь.
sigmaN
Понял, отстал )))
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.