Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Акселерометр
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Аналоговая и цифровая техника, прикладная электроника > Метрология, датчики, измерительная техника
Страницы: 1, 2
Alekseus
Всем доброго времени суток!

Мне необходим автономный акселерометр.

Цель: замер показаний по вибрации и перегрузкам по 3-м (можно и менее) осям в автономном режиме (без компьютера) и последующее подключение к компьютеру для снятия данных. Возможно также использование вкупе с ноутбуком, но лучше бы, конечно, обойтись без него.

Применение: снятие показаний вибрации автомобиля во время движения.

Лично я от электроники далек, поэтому изначально интересует вопрос: можно ли где-нибудь приобрести за вменяемые деньги? Ну а если нет, то поделитесь как это можно воплотить в жизнь? Желательно сразу делать пометки о конкретных моделях акселерометров, плат, контроллеров и чего там еще... 05.gif
Stanislav
За вменяемые деньги готовое изделие приобрести вряд ли удастся. Однако, если делать самому, можно уложиться по себестоимости деталей рублей в 300-500, в зависимости от специфики задачи.
Вот недорогие датчики:
http://www.st.com/stonline/stappl/productc...ia=RNP139=444.0
И ещё:
http://www.analog.com/en/subCat/0,2879,764...F0%255F,00.html

Микроконтроллер нужен со встроенным 3-канальным АЦП. Счас таких - пруд пруди.
А точность измерения ускорений какая требуется? От этого зависит его выбор.
И сколько времени показания надо писать? Поставьте задачу конкретнее, плиз.
Максим Зиновьев
Может быть, проще купить демоплату у AD или еще у кого, кто производит акселерометры? Там всё и будет. Даже софт для РС...
Alekseus
Постараюсь поставить цель поконкретнее:

необходим прибор для измерения колебаний при движении автомобиля по неровностям. Высокой точности измерений не требуется, т.к. полученные графики будут приводиться для сравнения с другими моделями авто, а не для точного замера характеристик конкретного экземпляра. Но от датчика требуется постоянство. Если при одном и том же ударе он будет показывать изо дня в день различные значения, то такое дело не пойдет.

Также встанет вопрос о ПО. Трудно ли создать, или может уже где-нибудь есть программы, которые могут конвертировать полученный сигнал в графическое представление, вроде такого:



Думаю делать датчик автономным будет дороговато (или я ошибаюсь?), поэтому возникает вопрос о совместимости с компьютером. Какой порт лучше использовать? USB, COM...?

Писать хотелось бы как можно дольше... т.е. минимум 1 минута, а в идеале вообще не отключать запись и потом просматривать ключевые моменты, находя их по времени записи.
Stanislav
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 00:33) *
Постараюсь поставить цель поконкретнее:
необходим прибор для измерения колебаний при движении автомобиля по неровностям. Высокой точности измерений не требуется, т.к. полученные графики будут приводиться для сравнения с другими моделями авто, а не для точного замера характеристик конкретного экземпляра. Но от датчика требуется постоянство. Если при одном и том же ударе он будет показывать изо дня в день различные значения, то такое дело не пойдет.
Ускорения у Вас какие-то "недеццкие" - по X почти до 20g доходят. Больше на лобовой удар смахивают. Датчики нужны, стало быть, соответствующие.
По остальным осям величины ускорений, кстати, каковы?

Различных значений даже недорогие MEMS датчики давать не будут.
Если точность большая не нужна, подойдёт и 10-разрядный АЦП в составе "долларового" 8-битного МК (ATMega, PIC).

Цитата(Николай Z @ Nov 6 2007, 00:00) *
Также встанет вопрос о ПО. Трудно ли создать, или может уже где-нибудь есть программы, которые могут конвертировать полученный сигнал в графическое представление, вроде такого:
Есть. MATLAB, например.

Цитата(Николай Z @ Nov 6 2007, 00:00) *
Думаю делать датчик автономным будет дороговато (или я ошибаюсь?), поэтому возникает вопрос о совместимости с компьютером. Какой порт лучше использовать? USB, COM...?
Ошибаетесь. Не намного дороже, чем с передачией данных в комп в реал-тайме. При условии, что в памяти нужно хранить меньше гигабайта.
Кроме того, ноутбук при таких ускорениях угробится весьма быстро (если он расположен в машине, конечно).
Но порт для передачи данных в PC всё равно нужен. USB лучше, потому, что он быстрее, и есть на любом компьютере (в отличие от COM).

Цитата(Николай Z @ Nov 6 2007, 00:00) *
Писать хотелось бы как можно дольше... т.е. минимум 1 минута, а в идеале вообще не отключать запись и потом просматривать ключевые моменты, находя их по времени записи.
Какой период выборки сигналов датчиков при этом требуется?
Я так мыслю, порядка 2-5 мС будет вполне достаточно.
Alekseus
Цитата(Stanislav @ Nov 6 2007, 01:46) *
Ускорения у Вас какие-то "недеццкие" - по X почти до 20g доходят. Больше на лобовой удар смахивают. Датчики нужны, стало быть, соответствующие.
По остальным осям величины ускорений, кстати, каковы?

Различных значений даже недорогие MEMS датчики давать не будут.
Если точность большая не нужна, подойдёт и 10-разрядный АЦП в составе "долларового" 8-битного МК (ATMega, PIC).

Есть. MATLAB, например.

Ошибаетесь. Не намного дороже, чем с передачией данных в комп в реал-тайме. При условии, что в памяти нужно хранить меньше гигабайта.
Кроме того, ноутбук при таких ускорениях угробится весьма быстро (если он расположен в машине, конечно).
Но порт для передачи данных в PC всё равно нужен. USB лучше, потому, что он быстрее, и есть на любом компьютере (в отличие от COM).

Какой период выборки сигналов датчиков при этом требуется?
Я так мыслю, порядка 2-5 мС будет вполне достаточно.


Скриншот- не мой, я его в и-нете нашел чтобы проиллюстрировать то, в каком виде я хочу получать результат.

По поводу выборки- нет... тут замер идет для определения уровня комфорта пассажиров, высокочастотные колебания особо на уровне комфорта не сказываются, а вот кратковременные удары (спящий полицейский к примеру) или мелкая рябь (например плитка, которой обложены трамвайные пути) дают уже неприятный эффект... значения колебания кузова именно в этих стадиях мне и нужно замерять (если, конечно, возможно замерить колебания столь низкой частоты)
Stanislav
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 01:19) *
Скриншот- не мой,
...я просто разместил объяву. biggrin.gif

Простите за стёб - не удержался...

Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 01:19) *
я его в и-нете нашел чтобы проиллюстрировать то, в каком виде я хочу получать результат.
Тогда определитесь с граничными значениями параметров. А также с минимально необходимым временем непрерывной записи результатов измерений. Хотя бы оценочно.
Результат получить в таком виде - не проблемма. Хватит даже XL-я. smile.gif

Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 01:19) *
По поводу выборки- нет... тут замер идет для определения уровня комфорта пассажиров, высокочастотные колебания особо на уровне комфорта не сказываются, а вот кратковременные удары (спящий полицейский к примеру) или мелкая рябь (например плитка, которой обложены трамвайные пути) дают уже неприятный эффект... значения колебания кузова именно в этих стадиях мне и нужно замерять (если, конечно, возможно замерить колебания столь низкой частоты)
Тем лучше. Тогда частоту выборки можно существенно снизить, а время записи на конкретный носитель - увеличить.
Колебания кузова тоже измерять можно. Пользуясь наличием земного тяготения. Это называется инклинометрией. smile.gif Реализуется на тех же датчиках, путём написания соотв. программы для ПК или МК.
Alekseus
smile.gif

Цитата
Тогда определитесь с граничными значениями параметров. А также с минимально необходимым временем непрерывной записи результатов измерений. Хотя бы оценочно.Результат получить в таком виде - не проблемма. Хватит даже XL-я.


Сам понимаю необходимость точного выбора, но пока конкретных цифр назвать не могу.

Скажите, а есть ли такие датчики, которые измеряют ускорение от 0,1g до 4g?
И есть ли какое-то увеличение погрешности при приближении к максимальным значениям датчика?

По поводу времени- будет необходимо замерять непрерывные отрезки минимум по 5-10 секунд (это при возможности быстрого включения прибора)
Stanislav
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 01:41) *
Сам понимаю необходимость точного выбора, но пока конкретных цифр назвать не могу.
В любом случае, это сделать придётся.

Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 01:19) *
Скажите, а есть ли такие датчики, которые измеряют ускорение от 0,1g до 4g?
Да. Ссылки на производителей я привёл. LIS3L06AL, например, - один-единственный прибор, который может полностью Вас удовлетворить. На всякий случай, посмотрите доки, и определитесь точнее.

Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 01:19) *
И есть ли какое-то увеличение погрешности при приближении к максимальным значениям датчика?
Есть. Нелинейность передаточной функции составляет доли процента, что для Вас, по-видимому, не принципиально.
В доках это тоже всё прописано.

Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 01:19) *
...По поводу времени- будет необходимо замерять непрерывные отрезки минимум по 5-10 секунд (это при возможности быстрого включения прибора)
Ну, это - проблема ценой в одну кнопку. smile.gif
А сколько таких отрезков нужно записать?
Alekseus
Цитата
А сколько таких отрезков нужно записать?


около 20 до сброса на компьютер


Извините за делитантский вопрос, а что означает фраза:

"±2g/±6g user selectable full-scale"?

Тоесть я могу каким-то образом менять диапазоны максимальных значений? Как это влияет на точность измерений? smile.gif
Stanislav
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 02:23) *
около 20 до сброса на компьютер
Ну, это совсем не много. Считайте, что дело - в шляпе. smile.gif

Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 02:23) *
Извините за делитантский вопрос, а что означает фраза:
"±2g/±6g user selectable full-scale"?
Тоесть я могу каким-то образом менять диапазоны максимальных значений? Как это влияет на точность измерений?
Да, можете. Управляя логическим уровнем одного из выводов датчика (FS).
Диапазон максимальных ускорений составит либо +/- 2g, либо +/-6g. Для Вашей задачи должно быть достаточно.
На точность (и разрешающую способность датчика) диапазон, конечно, влияет. Однако, для данной задачи это не будет иметь сколько-нибудь существенного значения.
Alekseus
Stanislav, спасибо большое за консультацию! Еще буду очень признателен, если перечислите, что необходимо прибрести для этого прибора. Желательно в Москве. Схемы плат даже не прошу- а то совсем наглым сочтете smile.gif
Stanislav
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 02:51) *
Stanislav, спасибо большое за консультацию! Еще буду очень признателен, если перечислите, что необходимо прибрести для этого прибора. Желательно в Москве.
Не могу сказать точно - скорее всего, заказывать придётся. Сам с подобными работаю, но наша фирма закупает их "прямо там".
Поищите, впрочем, на www.efind.ru.
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 02:51) *
...Схемы плат даже не прошу- а то совсем наглым сочтете smile.gif
Естественно, сочту. biggrin.gif
Вы можете задать вопрос в соответствующем разделе форума (AVR, например). Лучше всего, однако, для начала приобрести готовую отладочную плату (они стоят сущие копейки), и подключить к ней датчик "на проводках". Для создания прототипа устройства - самое то, по-моему.
Платы и поставщиков можно поискать в гугле по фразе:
отладочная плата AVR

ЗЫ. Посмотрел цены на efind-е - блин, оборзели поставщики. В США цена на эти микросхемы раза в 2 ниже. Возможно, правда, из-за таможенных сборов и налогов...
Максим Зиновьев
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 02:51) *
Stanislav, спасибо большое за консультацию! Еще буду очень признателен, если перечислите, что необходимо прибрести для этого прибора. Желательно в Москве. Схемы плат даже не прошу- а то совсем наглым сочтете smile.gif



Иногда есть схемы в описаниях demo board - поищИте smile.gif

Это про акселерометры/ инклиномеры сводная таблица
http://www.analog.com/en/subCat/0,2879,764...F0%255F,00.html

Это демоборды
http://www.analog.com/en/DCcList/0,3090,76...5%255F3,00.html

Справа колонка - AppNotes (вполне возможно там почерпнуть и подключение и обработку. Даже если остановитесь на другом производителе - у АД очень доходчивая "сопроводиловка")


Ой, пардон. Станислав уже ссылку давал на сводную таблицу smile.gif
sergeeff Jr.
Вот например очень хороший список акселерометров
http://www.analog.com/en/subCat/0,2879,764...F0%255F,00.html

А насчет схемы, то зайди на сайт моей фирмы
www.g24-tec.com
Там к продуктам есть описания в которых есть схемы. Берешь то, что тебе нужно и собираешь на макетке. По крайней мере такие стандартные вещи как подключение Atmega8 или Atmega32 и связь по RS-232 или USB ты там найдешь...
amusin
Если нужен один самописец, то купите demo-board'у с датчиком и внешний модуль АЦП с интерфейсом USB, например,
http://www.lcard.ru/ext.php3
Софт для ПК - у них же, бесплатно.
Модули АЦП Можно посмотреть других производителей:
http://www.rudshel.ru/shop/index.html
www.ni.com (есть пред-во, дорого).
Alekseus
maximiz, sergeeff Jr.
спасибо большое за советы! буду думать, смотреть и решать smile.gif

Народ, вот нашел фото и схему готового акселерометра. Что скажите?

http://www.olimex.com/dev/mod-mma7260q.html - описание и фото

http://www.olimex.com/dev/images/MOD-MMA7260Q-sch.gif - схема

amusin, посомтрел я на цены и подумал: при вибрации в оснвном по-моему у ноутбуков страдает винчестер (когда крутится и идет запись). Стоимость винчестера 20 у.е., а этот сборщик информации обойдется минимум в 120 у.е.... думаю нерезонно как-то smile.gif
Максим Зиновьев
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 12:59) *
.....

amusin, посомтрел я на цены и подумал: при вибрации в оснвном по-моему у ноутбуков страдает винчестер (когда крутится и идет запись). Стоимость винчестера 20 у.е., а этот сборщик информации обойдется минимум в 120 у.е.... думаю нерезонно как-то smile.gif



А попробуйте обойтись чем-нибудь безвинчестерным, наладонником каким-нибудь...
Купите подержанный и решите, думаю, проблемы с регистрацией сигналов smile.gif
Alekseus
Цитата
Купите подержанный и решите, думаю, проблемы с регистрацией сигналов


думаете проблемы БУДУТ или НЕ БУДЕТ? А то из сказанного не пойму smile.gif

а можно вообще хитро поступить- на время теста отключить винчестер (программно) и записывать напрямую на съемную флэшку... думаю такое реализуемо? smile.gif

правка: maximiz, все, понял, что вы имели ввиду smile.gif
bvn123
http://adc-usb.narod.ru - АЦП с памятью с подкл. 2-осевого акселерометра AD
Alekseus
bvn123, в принципе то, что нужно... но цена на сайте не указана...
anton
Поповоду винчестеров юзали сегейт на самолете полетов было 20 и пока жив (демферов не было). Есть демферы поставь на них есть флеш винты есть специальные решения. (например не проблема получить например на базе РС104 7g вибрации 35g удар)
Stanislav
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 12:59) *
Народ, вот нашел фото и схему готового акселерометра. Что скажите?
http://www.olimex.com/dev/mod-mma7260q.html - описание и фото
http://www.olimex.com/dev/images/MOD-MMA7260Q-sch.gif - схема
Функционально - похоже именно на то, что Вам и нужно.
Однако, сами датчики ускорения от Freescale - отстой. Шумят слишком сильно...
Микроконтроллер на Вашем месте я всё-таки выбирал бы 8-битный - они проще в освоении и дешевле.
Впрочем, возможно, попробовать стоит. Если не удовлетворит, можно подпаять на место сенсора LIS3L06AL, и продолжить. smile.gif
Правда, я бы перед АЦП ещё буферы на ОУ включил - у датчиков выходное сопротивление значительное.


Цитата(anton @ Nov 6 2007, 20:35) *
Поповоду винчестеров юзали сегейт на самолете полетов было 20 и пока жив (демферов не было). Есть демферы поставь на них есть флеш винты есть специальные решения. (например не проблема получить например на базе РС104 7g вибрации 35g удар)
От 7g работающий винт крякнет за пару-тройку дней гарантированно.
А демпферы от НЧ ускорений не спасают, к сожалению.
Правда, в автомобиле, если не ездить по колдобинам, ускорения значительно меньшие.
bvn123
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 14:45) *
bvn123, в принципе то, что нужно... но цена на сайте не указана...


Укажите свой e-mail или напишите на e-mail, указанный на сайте
Alekseus
Цитата
Укажите свой e-mail или напишите на e-mail, указанный на сайте


цена оказалась еще более неприемлемой, чем предыдущая...

т.к. от электротехники я далек- может сориентируете меня окончательно по цене?

Забываем про автономность и делаем просто соединение с компьютером по USB интерфейсу.
Максим Зиновьев
Цитата(Alekseus @ Nov 7 2007, 15:24) *
цена оказалась еще более неприемлемой, чем предыдущая...

т.к. от электротехники я далек- может сориентируете меня окончательно по цене?

Забываем про автономность и делаем просто соединение с компьютером по USB интерфейсу.


Можно еще проще. Сигналы с осей фильтрануть/усилить и подать одну ось на левый канал, вторую - на правый. И писать дёшево и сердито каким-нибудь древним соундфоржем с минимумом наворотов. В нём же и смотреть wink.gif
Stanislav
Цитата(Alekseus @ Nov 7 2007, 15:24) *
цена оказалась еще более неприемлемой, чем предыдущая...

т.к. от электротехники я далек- может сориентируете меня окончательно по цене?
Вопрос: нужно одно устройство, или серия?

ЗЫ. Если В любом случае, мне кажется, лучше всего будет сформировать ТЗ на изделие, и выложить его в раздел "Предлагаю работу".

Цитата(maximiz @ Nov 7 2007, 15:33) *
Можно еще проще. Сигналы с осей фильтрануть/усилить и подать одну ось на левый канал, вторую - на правый. И писать дёшево и сердито каким-нибудь древним соундфоржем с минимумом наворотов. В нём же и смотреть wink.gif
Если имеется в виду аудиовход компьютера, то это, как мне кажется, не слишком хорошая идея - там ФВЧ на входе АЦП стоит, поэтому, измерять наклоны и НЧ ускорения будет невозможно.
el34
Alekseus, раз Вы пока далеки от электроники , попробуйте погуглить что и как делают самодельно.... слова:
tilt sensor
в комбинации (или без) с
project(s)
diy
Interfacing
palmtop
pocket pc
PDA
мне встречались оч. даже простые устройства ... может и Вам для начала будет полезно....

PS: maximiz>Можно еще проще. Сигналы с осей фильтрануть/усилить и подать одну ось на левый канал, вторую - на правый.
в таком варианте может потребоваться перенос спектра вверх посредством напр. частотного модулятора.. что несколько усложнит девайс...
а вообще - вариант...
Максим Зиновьев
Цитата(el34 @ Nov 7 2007, 15:59) *
в таком варианте может потребоваться перенос спектра вверх посредством напр. частотного модулятора.. что несколько усложнит девайс...
а вообще - вариант...


Это уже навороты smile.gif Надо просто входной разделительный конденсатор закоротить. Постоянная составляющая будет служить косвенным признаком температуры датчика.
Ну и почему соундфорж - можно всегда сделать DC offset -> Reset...


Цитата(Stanislav @ Nov 7 2007, 15:51) *
Если имеется в виду аудиовход компьютера, то это, как мне кажется, не слишком хорошая идея - там ФВЧ на входе АЦП стоит, поэтому, измерять наклоны и НЧ ускорения будет невозможно.


Это не во всех ADC звуковых он есть - мы ж, Станислав, недавно одну и ту же "музыкальную" статью читали.

В реальности - так и есть. Где-то, сейчас не помню точно, просто CR по входу - вот и весь ФВЧ
el34
maximiz>Это уже навороты Надо просто входной разделительный конденсатор закоротить.
эт тоже навороты:
-далеко не всякий ноут имеет лин вход.... хорошо если есть микрофонный...
-на мic входе еще фантомное питание для электретного микрф.может быть.... а может и не один кондюк быть а с пред усилком....
короче надо лезть разбираться....
но вариант smile.gif


PS:имхо это не на много проще двух модуляторов на ne556 или нибудь чего в этом духе...
и что важно - будет работать с любим ноутом или PC (а не только с переделанным) у которых есть вход на звуковую карту...
да и вообще - и с флэш диктофоном и с плэером(!!!) будет работать!!!!.... smile.gif
у моего плэера есть лин. вход... а у большинства есть mic вход....
только надо обратить внимание - какой это вход (моно или стерео)
линейный, - как правило, стерео....
Максим Зиновьев
Цитата(el34 @ Nov 7 2007, 16:29) *
maximiz>Это уже навороты Надо просто входной разделительный конденсатор закоротить.
эт тоже навороты:
-далеко не всякий ноут имеет лин вход.... хорошо если есть микрофонный...
-на мic входе еще фантомное питание для электретного микрф.может быть.... а может и не один кондюк быть а с пред усилком....
короче надо лезть разбираться....
но вариант smile.gif

PS:имхо это не на много проще двух модуляторов на ne556 или нибудь чего в этом духе...
и что важно - будет работать с любим ноутом или PC (а не только с переделанным) у которых есть вход на звуковую карту...
да и вообще - и с флэш диктофоном и с плэером(!!!) будет работать!!!!.... smile.gif


el34, там температурная нестабильность будет бешеная, если ГУНы лепить...


А есть совсем галимые кодеки AC97 - можно в качестве монитора температуры или напряжения (о! еще идея! отковырять входы напряжОметра, который на материнке стоит, а программ таких куча написано уже smile.gif ) использовать... Что-то я разгенерировался сегодня, хм-ммм...

Главное, разрядности АЦП лишней у АС97 для нетрадиционных применений - не бывает wink.gif И даже особо не шумят они.

Ну, вот, например, с чем я баловался одно время

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

А про диктофоны - погоди, не выдавай "рыбные места" wink.gif smile.gif
el34
Цитата( maximiz )
А про диктофоны - погоди, не выдавай "рыбные места"
да нам не жалко smile.gif
у нас ведь еще есть, правда? smile.gif
Alekseus
maximiz, el34 ну все... пошло-поехало )))

А лучше так, а еще лучше вот так...

Жаль не могу вставить свои 2 копейки... т.к. далек от этой темы...

Придется наверное посылать того, кто будет делать- на этот форум... пусть читает все, что понаписывали тут.

Но повторюсь: мне особых наворотов не надо. Главное чтобы датчик был достаточно чувствительный, а весь прибор более-менее простой и недорогой...

Ну и ПО тоже должно быть хорошо согласовано с прибором и не глючить...


stanislav, требуется пока одно устройство, если будет совсем дешевое, то возможно 2... в запас smile.gif
Максим Зиновьев
Цитата(Alekseus @ Nov 7 2007, 17:21) *
maximiz, el34 ну все... пошло-поехало )))

А лучше так, а еще лучше вот так...

Жаль не могу вставить свои 2 копейки... т.к. далек от этой темы...

Придется наверное посылать того, кто будет делать- на этот форум... пусть читает все, что понаписывали тут.


Alekseus, smile.gif

Чтобы "пошло-поехало", надо Вам сходить-купить несколько акселерометров живьём, собрать типовую схему и поиграться... И посмотреть реальный сигнал, а потом уже думать - куда его

Я вот их, акселерометры, живьём не видел - всё по загазованности, бароальтиметрии, влажности. Но это, в принципе, одного поля ягода
anton
Цитата(Stanislav @ Nov 6 2007, 21:21) *
От 7g работающий винт крякнет за пару-тройку дней гарантированно.
А демпферы от НЧ ускорений не спасают, к сожалению.
Правда, в автомобиле, если не ездить по колдобинам, ускорения значительно меньшие.


Ну первое 7g вибрации конечно винт не выдержит. Но где я сказал отом что при 7g стоит винт, когда сильная вибрация ставят компактфлеш и флеш винт.
(при слабой тряске винты работают но у них скорость падает на порядок)
Stanislav
2 maximiz & el34
Братцы, нафиг эти навороты, да ещё связанные с переделкой ноутбука?

Проблема "в железе" решается с помощью какой-нить ATmega48, флеши AT25xxx, драйвера MAX232, и акселерометра LIS3L06AL. Ну, плюс ещё кучка мелких деталей. Нужен только человек, который нарисует схему, разведёт, изготовит и соберёт плату, и напишет программу, удовлетворяющую условиям задачи. Самому заниматься этим некогда, но, может, найдутся энтузиасты - штука-то сама по себе интересная. smile.gif
Как вариант - купить готовый кит, приделать к нему акселерометр, и написать прогу - ещё проще.
Встроенный в МК АЦП вполне приличный; 10-разрядной точности должно быть вполне достаточно для решения задачи.
el34
Цитата( Stanislav )
2 maximiz & el34Братцы, нафиг эти навороты, да ещё связанные с переделкой ноутбука?
Вы правы,согласен, с контроллером все было б красиво ... нормальный, законченный девайс ....
только при такой постановке задачи, кот. мы имеем....
нам дали возможность пофантазировать...
особо вредного мы вроде ничего не наговорили... smile.gif
Максим Зиновьев
Alekseus, вот готовый усб двухосевой акселерометр, случайно набрёл smile.gif

http://www.ftdichip.com/Products/EvaluationKits/DLP-TILT.htm
http://www.ftdichip.com/Documents/DataShee...p-tilt-ds11.pdf
Alekseus
Спасибо большое smile.gif
Muadib
Привет!
подсказать кто нибудь может.
используя готовые микросхемы датчиков ускорения типа
ММА1250 или ADLX какова степень дискритизации.
Например могу ли я для измерения вибрации установить выборку скажем 10 мс, т.е каждую секунду по одной выборке.
Stanislav
Цитата(Muadib @ Jan 9 2008, 22:26) *
Привет!
подсказать кто нибудь может.
используя готовые микросхемы датчиков ускорения типа
ММА1250 или ADLX какова степень дискритизации.
Например могу ли я для измерения вибрации установить выборку скажем 10 мс, т.е каждую секунду по одной выборке.
Прочитайте внимательно, что Вы написали, и ужаснитесь. С такой кашей в голове за проектирование аппаратуры лучше не браться вовсе. До приведения мыслей в порядок.
seltec
Цитата(Alekseus @ Nov 6 2007, 00:33) *
Постараюсь поставить цель поконкретнее:

необходим прибор для измерения колебаний при движении автомобиля по неровностям. Высокой точности измерений не требуется, т.к. полученные графики будут приводиться для сравнения с другими моделями авто, а не для точного замера характеристик конкретного экземпляра. Но от датчика требуется постоянство. Если при одном и том же ударе он будет показывать изо дня в день различные значения, то такое дело не пойдет.

Также встанет вопрос о ПО. Трудно ли создать, или может уже где-нибудь есть программы, которые могут конвертировать полученный сигнал в графическое представление, вроде такого:

Думаю делать датчик автономным будет дороговато (или я ошибаюсь?), поэтому возникает вопрос о совместимости с компьютером. Какой порт лучше использовать? USB, COM...?

Писать хотелось бы как можно дольше... т.е. минимум 1 минута, а в идеале вообще не отключать запись и потом просматривать ключевые моменты, находя их по времени записи.


Все же не совсем понятно. Речь идет о вибронагрузках или ударных? Если вибрация, то в качестве датчиков все же надо обращаться к ф. "Брюль и Къер" (http://www.bruel.ru/, http://www.bksv.com/). Это же законодатель в области виброметрии. Если же речь идет только об ударном импульсе, то это уже совсем другое, и здесь все зависит не только от пикового значения перегрузки, но и от длительности, от декремента его затухания и осщилляции процесса. А это совсем другой, отдельный вид испытаний.
Кроме того, дорожная вибрация (т.е. эксплуатационная) - это по своей сути широкополосная случайная вибрация (см. нормаль "Мороз-5"). А это значит, что здесь речь не может идти о форме сигнала и его повторяемости. Здесь важна повторяемость спектральных зарактеристик. Анализатор спектра случайного сигнала за 300-500 рублей?!... нет уж, извините!, и за 500 баксов не выйдет. Да и вряд ли это задача для микроконтроллера, тут на одно БПФ уйдет столько ресурсов, что ни в какой сказке не сказать. Если задачу распараллелить на несколько узкоспециализированных, мощных сигнальных БПФ-процессоров, то еще может быть, что-то приемлемое получишь (это еще зависит от того, что требовать). Тем более, что Вы пытаетесь проанализировать, как я понял, трехмерную вибрацию (при этом, необходимо учитывать и не бесконечную жесткость конструкции автомобиля) - это уже скорее задачка для компьютеров типа Cube.
И еще... Не знаю как Вы определились с местом установки датчиков, и каие параметры Вы будете анализировать, но результат от этого будет очень сильно зависеть, ведь любая механическая конструкция имеет для каждой точки контроля свой коэффициент передачи относительно точки возбужения (т.е точки приложения вибрации). Причем, коэффициент этот комплексный и вектор этого коэффициента для каждой точки выписывает такие кренделя!... Представьте себе просто самолет, у которго один датчик стаит непосредственно на шасси, а второй-на конце крыла, а трети, ну скажем на киле. Понятно, что все они выдадут сигнал с разным спектральным составом. Правда, для спектрального анализа случайных процессов поворот вектора не важен, а только его величина (модуль), ведь здесь оценивается спектральная плотность мощности и, значит, фаза здесь по барабану. Но, тем не менее, для каждой точки контроля спектр будет свой, т.к. для каждой из них квадрат коэффициента передачи (в данном случае это уже просто квадрат АЧХ) будет различный, т.е. Вы будете иметь дело в чистом виде с т.н. виброполем. Кроме того, у автомобиля, как известно 4 колеса (запаска не в счет wink.gif ), т.е. реально имеем четырехточечное возбуждение вибрации. При этом, в силу все той же жесткости конструкции, эти точки взаимнокоррелированы. И это еще без учета нелинейностей, которых в конструкции автомобиля хоть отбавляй (амортизаторы, стабилизаторы устойчивости, всевозможные люфты, даже если они в пределах допусков), которые вносят нестационарность. Кстати говоря, в нормали "Мороз-5" в качестве модели эксплуатационной вибрации принята стационарная случайная вибрация с Гауссовским распределением амплитуд. А теперь попробуйте представить, что это-же это такое: нелинейное преобразование четырех, определенным, но чаще всего неизвестным образом, взаимно скоррелированных трехмерных случайных процессов, которые суммируются в точке контроля, предварительно пройдя через свой тракт со своим, частотно-зависимым комплексным коэффициентом передачи? (Здесь еще пока сложение векторное). В общем, могу сказать, что за анализ (и уж тем более синтез модели в лабораторных условиях) трхмерной вибрации с многоточечным возбуждением пока что даже ведущие фирмы в этой области, такие как уже упомянутая датская Брюль и Къер, японская IMV. английская Дерритрон, штатовская Дунеган энд Ф Ко берутся очень робко. Лично мне только известно, что в свое время французская Продера предприняла в области разработки таких испытательных комплексов более-мене серьезную попытку.
Правда, должен сказать, что и у нас, в Казани, в свое время была предпринята довольно оригинальная )и надо сказать удачная) попытка синтеза заданного одномерного виброполя с одноточечным возбуждением, при этом удавалось получать результат близкий к многоточечному возбуждению, но гораздо меньшей кровью в виду меньшего числа степеней свобод при синтезе - точка возбуждения ведь была только одна и коррелировать ей было не с кем. Оригинальность метода заключалась в том, что эффект, близкий к многоточечному возбуждению достигался за счет использования свойств самого объекта испытаний. Там же были и другие интересные наработки. К сожалению, из-за отсутствия спроса на отечественную прикладную науку это дело не только не продвинулось, но и зачахло. А жаль.

В общем, или я не понял Вашу задачу (а точнее цель) и тогда ее (задачу) действительно можно решить довольно простыми и дешевыми средствами или..., или, получается, что я Вас ни чем не обнадежил.
Kekek
Цитата(Alekseus @ Nov 5 2007, 21:22) *
Всем доброго времени суток!

Мне необходим автономный акселерометр.

Цель: замер показаний по вибрации и перегрузкам по 3-м (можно и менее) осям в автономном режиме (без компьютера) и последующее подключение к компьютеру для снятия данных. Возможно также использование вкупе с ноутбуком, но лучше бы, конечно, обойтись без него.

Применение: снятие показаний вибрации автомобиля во время движения.

Лично я от электроники далек, поэтому изначально интересует вопрос: можно ли где-нибудь приобрести за вменяемые деньги? Ну а если нет, то поделитесь как это можно воплотить в жизнь? Желательно сразу делать пометки о конкретных моделях акселерометров, плат, контроллеров и чего там еще... 05.gif


Мы разработали и выпускаем прибор, которым можно производить подобные измерения. Есть вариант, который работает только с ноутбуком, а есть вариант, который работает автономно и пишет сигнал вибрации на флешку для последующего анализа на ПК. Пока прибор двухканальный. На гигабайтную флешку влазит минут сорок сигнала. Сейчас разрабатываем восьмиканальный прибор.

Более подробное описание http://www.homelan.lg.ua/vibro/1842.php
Kekek
Также мы выпускаем собственные датчики с диапазоном измеряемых значений виброускорения до 40g

http://www.homelan.lg.ua/vibro/datchiki.php
Stanislav
Цитата(Kekek @ Jan 10 2008, 10:59) *
Также мы выпускаем собственные датчики с диапазоном измеряемых значений виброускорения до 40g
http://www.homelan.lg.ua/vibro/datchiki.php
Скажите, а имеют ли данные датчики преимущества перед приводимыми здесь уже ADXL и LIS (до кучи - приборами Silicon Designs и VTI) кроме солидного корпуса? Если да, то какие конкретно? А то из описания не понять ничего...
Muadib
Ерунда разбиремся.
Вот пример, двигатель с частотой 3000 об/мин
мне не спектр нужен а СКЗ уровень вибрации, можно замерить за 10 мс или нет
да и гдето видел что писали про преобразования виброускорения в виброперемещение,
что в ондом случае можно преобразовывать а в дугих нет. это что за случаи.
bvn123
Цитата(Muadib @ Jan 10 2008, 16:02) *
Ерунда разбиремся.
Вот пример, двигатель с частотой 3000 об/мин
мне не спектр нужен а СКЗ уровень вибрации, можно замерить за 10 мс или нет
да и гдето видел что писали про преобразования виброускорения в виброперемещение,
что в ондом случае можно преобразовывать а в дугих нет. это что за случаи.

3000 об/мин : 60 = 50 об/с (что соответствует частоте вращения двигателя 50Гц)
1/50Гц = 0,02с или 20 мс, т.е., за 20мс можно увидеть 1 период сигнала, соотв. одному обороту вашего двигателя.

за 10мс измерения можно увидеть лишь полпериода сигнала частотой 50 Гц (картинку сигнала от половины оборота двигателя)
если частота вращения 3000 об/мин - максимальная, а захочется посмотреть на пониженных оборотах, необходимое время измерения должно быть еще больше.

Если, как вы писали раньше,
Цитата(Muadib)
Например могу ли я для измерения вибрации установить выборку скажем 10 мс...

10мс - это период выборки, то будете попадать каждый раз в две, позиционно одни и те же, точки каждого периода (при идеально точном значении 3000 об/мин, а также идеальном периоде выборки в 10мс)
Реально из-за нестабильности частоты вращения, неточности значения частоты выборки будете медленно плыть по периоду
Muadib
а в реальных условиях сколько времени отводится на измерение уровней вибрации

я имею ввиду к примеру датчик вибрации токовый 4-20 ма, в которых есть микроконтроллеры, сколько МК времени тратит на одно измерение или он несколько раз измеряет потом усредняеет и выдает в виде 4-20ма.
Funtov
Здравствуйте!
Если позволите, я тоже в эту тему напишу.
Чем максимально дешёвым можно заменить этот вибродатчик, или (если возможно) сделать самостоятельно? Дело в том, что из-за миниатюрных размеров лаборантки его потеряли, денег на покупку нового не выделяют... Хотя бы примерно чтобы можно было делать измерения...
Наименование Размерность АР2038
Осевая чувствительность (± 10 %) мВ/g*1 10
Относительная поперечная чувствительность % < 5
Амплитудный диапазон g*1 ± 500
Максимальный удар (пиковое значение) g*1 ± 500
Рабочий диапазон температур °C - 40…+ 125
Частотный диапазон (неравномерность ± 1дБ) Гц 0,5…12 000
Собственная частота в закрепленном состоянии кГц > 35
Уровень шума, СКЗ (1Гц … 10кГц) g*1 < 0,000 5
Выходное сопротивление Ом < 500
Напряжение питания В + (15…30)
Ток питания мА 2…20
Уровень постоянного напряжения на выходе В 8…11
Время установления рабочего режима с 4
Пьезоэлектрический материал - ЦТС19
Конструкция - Сдвиговая
Изоляция основания - нет
Длина встроенного кабеля м 2
Тип соединителя - 3×BNC
(3×10-32)*2
Материал корпуса - титановый сплав
Масса (без кабеля и соединителя) г 34
Alekseus
Всем привет!

Извиняйте за долгое молчание... пока собирался делать акселерометр успел уволиться, а теперь снова набрел на автомобильную тематику... smile.gif

Поэтому вопрос снова стал актуальным...

А что вы можете сказать по поводу компьютерной мышки Logitech MX Air?

http://www.ixbt.com/peripheral/logitech-air.shtml

По сути в ней уже есть датчики положения в пространстве, а также беспроводной интерфейс.

Как вы считаете, можно ли выдрать из мышки саму плату и оптимзировать ее для работы в роли акселерометра? По сути это уже готовый, отлаженый девайс, к тому же имеющий беспроводной интерфейс.

Хотелось бы услышать ваше мнение smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.