Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: MOSFET'ы вместо реле в автомобиле
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Сайт и форум > В помощь начинающему > Схемотехника
_drug_
Поиск юзал - не нашел, если повторяюсь, прошу дать ссылку.
Собрал электронный ключ зажигания в авто. Коммутация силовых цепей осуществляется релюшками, реле управляются транзисторами, транзисторы микроконтроллером. Номинальный ток цепей неизвестен, взят макс ток по предохранителям - 40 А. А тут недавно столкнулся с MOSFET'ами и подумал заменить ими релюшки - по характеристикам в данном случае транзисторы реле делают однозначно (ИМХО, конечно).
1. Может кто дать типовую схему MOSFET'а к микроконтроллеру и какие-нить рекомендации, или где это все можно найти.
2. Плату хочу смонтировать на одной стороне (поверхностный монтаж вроде называется?). Получится или MOSFET только through hole нужно ставить? Если возможно, есть ли какие-то нюансы?

Ну и, вообще, интересно узнать мнение знающих людей об использовании MOSFET'ов вместо реле.
IXFN50N80Q2
У MOSFETов мощных обычно не логический уровень,
и по этому им требуется в затвор напряжение побольше, чем логический уровень.
Сколько вешать в вольтах, читайте DataSheet.

А схему включения и согласования с процом, смотрите.


Еще об использовании, смотрите рабочее напряжение, ток разумеется, и Rds-ON(сопротивление открытого канала)
_drug_
Еще об использовании, смотрите рабочее напряжение, ток разумеется, и Rds-ON(сопротивление открытого канала)[/quote]
За схему спасибо. Есть вопросы по ней, но я тут скачал еще инфы, пока буду ее изучать, если не разберусь сам, еще поспрашиваю.
akl
Здравствуйте. Есть MOSFETы с управлением логическим уровнем. Например
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
777777
Цитата(_drug_ @ May 13 2009, 06:28) *
За схему спасибо.

Только, во-первых, достаточно одного нижнего транзистора. Коллекторный резистор подключается к питанию, а с коллектора подаем сигнал на затвор.
Во-вторых, я бы биполярные транзисторы тоже заменил полевиками. Если транзистор работает в ключевом режиме, то ставить биполярный нет никакого смысла.
А в-третьих, прежде чем тупо лепить эту схему, надо открыть даташит на твой полевик и посмотреть пороговое напряжение - если оно не больше 3.3 В, то на затвор можно подавать непосредственно с контроллера.
MrYuran
Цитата(777777 @ May 13 2009, 08:10) *
А в-третьих, прежде чем тупо лепить эту схему, надо открыть даташит на твой полевик и посмотреть пороговое напряжение - если оно не больше 3.3 В, то на затвор можно подавать непосредственно с контроллера.

Да нет, на 40А лучше бы его поширше открыть, а то как бы ток ограничивать не начал. Но даташит посмотреть нужно в любом случае.
NikWik
И при разработке устройств в авто лучше брать полупроводники с высоким напряжением, вольт от 150 хотя бы, а то вдруг какая неисправность проводки (провод от аккума отскочил, а генератор немного барахлит), и при первом же скачке напряжения вылетят твои "реле" и приехали...
Хотя можно и супрессоры поставить.
HARMHARM
Цитата(NikWik @ May 13 2009, 08:30) *
Хотя можно и супрессоры поставить.

Супрессоры не особо спасают, особенно если транзистор или стабилизатор вольт до 40... Пока супрессор откроется, бывает, успевает убить.
Но ставить супрессоры конечно нужно.
IXFN50N80Q2
Цитата(777777 @ May 13 2009, 07:10) *
Только, во-первых, достаточно одного нижнего транзистора. Коллекторный резистор подключается к питанию, а с коллектора подаем сигнал на затвор.
Во-вторых, я бы биполярные транзисторы тоже заменил полевиками. Если транзистор работает в ключевом режиме, то ставить биполярный нет никакого смысла.

Можно и один нижний. На ноль резистор сажать(но верхний не нужен если Тау открытия не волнует).
Биполярный ставить нет смысла, ну полевички чуть по дороже стоят.
И в чем смысл утверждения- биполярник нет смысла ствить. BC807,BC817 отлично 1KHz Тягают. Для ключевого режима и нормально.
Во вторых выбросив верхний получится инвертированный ключ(допустимо ли это в устройстве).
haker_fox
Цитата(IXFN50N80Q2 @ May 13 2009, 23:37) *
И в чем смысл утверждения- биполярник нет смысла ствить.

Можно ставить что душа пожелает) Хоть реле))) Ну, а я бы поставил полевик для управления "мощным затвором" хотя бы из за экономии резистора в цепи базы.
IXFN50N80Q2
Дело вкуса
_drug_
Подобрал я себе вот это Нажмите для просмотра прикрепленного файла с возможностью управления от логики. Не хочется лишний транзистор ставить, не говоря о резисторе. Посмотрим, как с доставабельностью будет. Остался для меня вопрос пока с супрессором - с каким запасом напряжение выбирать? Процентов 10, 20 там? Что посоветуете?
_drug_
Что-то не понял как редактировать.
По поводу супрессора - присмотрел 1,5KE27. Подойдет? Я исходил из того, что на 12-15 В бортовой сети он не откроется, а 27В, когда откроется меньше чем Udsmax у MOSFET'a. Вот только у меня нубский вопрос по параметрам супрессоров возникsmile.gif : stand-off max voltage & I- это макс обрат напряжение и ток, когда он заперт? Breakdown voltage - это собсно напряжение пробоя, а что такое max clamping voltage - типа напряжение необратимого пробоя что-ли?
rv3dll(lex)
а чем собственно реле не нравится???

соглашусь с любыми нововведениями в любую машину только после того, когда из стартера уберут бендикс.
MrYuran
Цитата(rv3dll(lex) @ May 19 2009, 12:01) *
соглашусь с любыми нововведениями в любую машину только после того, когда из стартера уберут бендикс.

Дык уже, система "старт-стоп" - слыхали про такую?
Там стартёра нет вообще.
Его роль изредка (на каждом светофоре) выполняет генератор.
_drug_
Цитата
а чем собственно реле не нравится???

Массогабаритными характеристиками в данном случае.
Цитата
соглашусь с любыми нововведениями в любую машину только после того, когда из стартера уберут бендикс.

Что такое бендикс?

Цитата
Дык уже, система "старт-стоп" - слыхали про такую?
Там стартёра нет вообще.
Его роль изредка (на каждом светофоре) выполняет генератор.

Это вы гибриды имеете в виду? Или кнопку "Engine start/stop"? )))

И кто-нить мне подтвердит мои мысли по значению параметров супрессоров?
rv3dll(lex)
Цитата(MrYuran @ May 19 2009, 12:13) *
Дык уже, система "старт-стоп" - слыхали про такую?
Там стартёра нет вообще.
Его роль изредка (на каждом светофоре) выполняет генератор.



слыхали))) - лет 10 назад разговоры такие ходили. Чем закончились не знаю - видимо дальше заводки двигателя объёмом, как от "ОКИ" не двинулось. А так куда не глянь тот-же стартер - тотже бендикс и так далее.

бендикс - механическая система, отбрасывающая шестерню от венца маховика, в случае если скорость маховика больше скорости стартера.

он имеет ввиду систему, когда двигатель после 30 секундного простоя глушится. а затем при нажатии на газ или сцепление заводится генератором через его-же ремень. Экономия топлива на 200 тысяч пробега , пересчитанная в деньги в 10 раз меньше цены за установку такой системы. Попробуй завести и заглушить свой двигатель хотябы 60 раз в течении 3х часов и поймёшь остальную прелесть.

если интересно ещё что есть в машине??? тот ток который у вас 40 ампер - это ток обмотки втягивающего реле, которое стоит на стартере и замыкает плюс батареи на стартер - там уже токи на порядок выше. и до куче вводит шестерню бендикса в зацепление с венцом маховика. Реле, которое вы пытаетесь заменить платой размером мо стёрку и стоит 20-50 рублей.

и ещё самое основное. - никому не нужен миллиомный открытый канал мосфета, если сопротивление проводов к которым он подключен в 10 раз больше. длина провода до втягивающего реле в автомобиле редко меньше 2х метров и проходит несколько разъёмов.
_drug_
Цитата(rv3dll(lex) @ May 19 2009, 16:56) *
слыхали))) - лет 10 назад разговоры такие ходили. Чем закончились не знаю - видимо дальше заводки двигателя объёмом, как от "ОКИ" не двинулось. А так куда не глянь тот-же стартер - тотже бендикс и так далее.

бендикс - механическая система, отбрасывающая шестерню от венца маховика, в случае если скорость маховика больше скорости стартера.

понял, спасибо

Цитата(rv3dll(lex) @ May 19 2009, 16:56) *
если интересно ещё что есть в машине??? тот ток который у вас 40 ампер - это ток обмотки втягивающего реле, которое стоит на стартере и замыкает плюс батареи на стартер - там уже токи на порядок выше. и до куче вводит шестерню бендикса в зацепление с венцом маховика. Реле, которое вы пытаетесь заменить платой размером мо стёрку и стоит 20-50 рублей.

Тут немного по другому - ток втягивающего реле у меня всего 7.5А. 40А взялось от того, что не зная номинального тока остальных цепей, я взял максимальный по номиналу предохранителей, перестраховываюсь. Реле на 40А, что я нашел, стоят не намного дешевле мосфета, может рублей на 10, точно не помню, а вот места занимают и весят заметно больше и плата у меня как раз будет меньше с мосфетами. И, наверное, самое главное - я не заменяю штатное реле в машине, я делаю отдельное устройство, которое будет коммутировать сильноточные цепи в авто. Оно уже реализовано на реле, теперь есть потребность переделать на мосфетах для улучшения массогабаритных качеств. Каких-то минусов у мосфетов перед реле мне никто здесь не привел.

Цитата(rv3dll(lex) @ May 19 2009, 16:56) *
и ещё самое основное. - никому не нужен миллиомный открытый канал мосфета, если сопротивление проводов к которым он подключен в 10 раз больше. длина провода до втягивающего реле в автомобиле редко меньше 2х метров и проходит несколько разъёмов.

Согласен абсолютно, но милиомное сопротивление канала в данном случае хоть и приятное, но всего лишь побочное следствие использования мосфетов.


Какой совет я бы сейчас выслушал, то бишь прочитал, так это по параметрам супрессора подтверждение/опровержение моих мыслей:
Цитата
По поводу супрессора - присмотрел 1,5KE27. Подойдет? Я исходил из того, что на 12-15 В бортовой сети он не откроется, а 27В, когда откроется меньше чем Udsmax у MOSFET'a. Вот только у меня нубский вопрос по параметрам супрессоров возник : stand-off max voltage & I- это макс обрат напряжение и ток, когда он заперт? Breakdown voltage - это собсно напряжение пробоя, а что такое max clamping voltage - типа напряжение необратимого пробоя что-ли?
rv3dll(lex)
ток втягивающего у тебя 8 ампер потому, что после срабатывания остаётся только обмотка удержания а в начале ток 30 ампер запросто. не дай контактам замкнуться и увидишь
_drug_
Цитата(rv3dll(lex) @ May 19 2009, 22:35) *
ток втягивающего у тебя 8 ампер потому, что после срабатывания остаётся только обмотка удержания а в начале ток 30 ампер запросто. не дай контактам замкнуться и увидишь

Млин, оффтопик получился, конечно, но в цепи втягивающего стоит предохранитель на 7.5А - не может там быть 30А даже при переходных процессах, ну никак.

Спасибо всем за ответы, думаю тему можно закрыть.
rv3dll(lex)
Цитата(_drug_ @ May 20 2009, 09:08) *
но в цепи втягивающего стоит предохранитель на 7.5А - не может там быть 30А даже при переходных процессах, ну никак.


особенно если учесть, что там нет предохранителя вообще!!!! машина у тебя какая?
_drug_
Цитата(rv3dll(lex) @ May 20 2009, 13:12) *
особенно если учесть, что там нет предохранителя вообще!!!! машина у тебя какая?

Блин, ну как это нет! ЕСТЬ!!! smile.gif Предлагаю в личке решить этот вопрос.
rezident
Сообщение модератора. По просьбе топикстартера тема закрыта.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.