Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Микрофонный эффект
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Аналоговая и цифровая техника, прикладная электроника > Вопросы аналоговой техники
eXeC001er
Микрофоный эффект это када под воздействием звуковых колебаний изменяются параметры различных элементов, например у трансформаторов.
Как продемонстрировать данный эффект.
У меня мысли такие
Берем транс на одну его обмотку подаем постоянку, чтобы создать постоянное магнитное поле, а с другой обмотки снимаем сигнал, который будет или должен быть если рядом с трансформатором будут разговаривать, ну вообщем будут звуковые колебания.

Прав я или нет.
BVU
Если намотка трансформатора достаточно качественная (не позволяющая виткам - 'дребезжать'), никакой микрофонный эффект ему нипочем...
eXeC001er
Но всеже.
Интересует вопрос усиления этих колебаний.
С чем можно столкнуться при построении усилителя для такого сигнала?!
BVU
Цитата(eXeC001er @ Nov 10 2005, 16:48) *
Но всеже.
Интересует вопрос усиления этих колебаний.
С чем можно столкнуться при построении усилителя для такого сигнала?!

Микрофон в первую очередь - датчик, аналог колебательного контура в качестве одного из элементов (в основном емкости) выступает чувствительная мембрана. А усиление зависит от характеристик усилителя и его обранной связи. Видите как объем темы начинает разбухать. Если я что-то не понял в вопросе поправте...
dxp
Цитата(eXeC001er @ Nov 10 2005, 19:32) *
Микрофоный эффект это када под воздействием звуковых колебаний изменяются параметры различных элементов, например у трансформаторов.
Как продемонстрировать данный эффект.
У меня мысли такие
Берем транс на одну его обмотку подаем постоянку, чтобы создать постоянное магнитное поле, а с другой обмотки снимаем сигнал, который будет или должен быть если рядом с трансформатором будут разговаривать, ну вообщем будут звуковые колебания.

Прав я или нет.

Насчет транса не скажу, а вот на кондесаторах керамических этот эффект лезет в полный рост. Можно, конечно, сказать, что это пьезоэффект, но от этого ничего не меняется. Берешь плату, через которую идет сигнал, стучишь по ней, на сигнале прут помехи. Особенно сильно влияют кондесаторы, стоящие в цепях опоры АЦП, в тракте прохождения сигнала. В цепях питаяния влияние заметно меньше. У нас парни весьма упорно возились с этим. Заменили по возможности всю керамику в сигнальных цепях. Стало в корне лучше, но до конца не победили. Видимо, надо саму плату как-то демпфировать в констуктиве, чтобы на нее не передавались механические колебания...
alek_evc
Цитата(BVU @ Nov 10 2005, 17:43) *
Если намотка трансформатора достаточно качественная (не позволяющая виткам - 'дребезжать'), никакой микрофонный эффект ему нипочем...

И тогда будете усиливать только наводки из сети.


А как усилитель пригодится любой усилитель переменного напрежения. Только
коэффициент усиления надо подбрать:
proxi
Цитата(eXeC001er @ Nov 10 2005, 15:32) *
Микрофоный эффект это када под воздействием звуковых колебаний изменяются параметры различных элементов, например у трансформаторов.
Как продемонстрировать данный эффект.
У меня мысли такие
Берем транс на одну его обмотку подаем постоянку, чтобы создать постоянное магнитное поле, а с другой обмотки снимаем сигнал, который будет или должен быть если рядом с трансформатором будут разговаривать, ну вообщем будут звуковые колебания.

Прав я или нет.

Ярко проявляется в случае керамичесеих конденсаторов SMD ,больших номиналов, порядка ~ 1uF.
Можно попробовать включить ОУ в режим с Kу ~40-60dB c данной емкостью, последовательно или
параллельно по входу ,ну и постучать.Ну и обратно подав какие нибудь несколько вольт 1кГц переменки можно услышать как "поет".
ms1
Цитата(dxp @ Nov 10 2005, 17:12) *
Насчет транса не скажу, а вот на кондесаторах керамических этот эффект лезет в полный рост. Можно, конечно, сказать, что это пьезоэффект, но от этого ничего не меняется.


Мне тоже как то пришлось столкнуться с микрофонным эффектом на конденсаторах в промышленном генераторе.
Причем именно в полный рост...
Там правда не керамика, а переменный воздушный.
Кстати легко смоделировать - любой генератр на контуре.

В описанном случае паразитная модуляция давала такие эффекты, что было невозможно работать.
Самое смешное, отнесут генератор в ремонт, а на столе у ремонтника он работает нормально. smile.gif
Leka
Цитата(eXeC001er @ Nov 10 2005, 16:32) *
Микрофоный эффект это када под воздействием звуковых колебаний изменяются параметры различных элементов, например у трансформаторов.

Не только. Проводок на входе усилителя, колеблющийся в магнитном поле Земли, тоже дает микрофонный эффект. Заметно при усилении >100000.
Alexandr
Данный эффект широко применялся в подслушивающих устройствах. Работает он на старых (не электронных) телефонных аппаратах, каких и сейчас множество. На рис. сильно упрощенная схема такого ТА при НЕ снятой трубке. Катушка звонка телефона подвержена микрофонному эффекту и если рядом с телефоном говорят люди, то для того чтобы их услышать достаточно просто подключится к линии и "жучок" не нужен - им является Ваш телефон.
eXeC001er
Я как раз и говорю про случай подслушивания, мне не нужна борьба, пока что, с этим эффектом, мне надо сделать девайс который можно подключить к линии и прослушивать. Все это надо сделать в учебных целях, чтобы нам студентам не объясняли на пальца что такое микрофонный эффект, а показали.
Вот для этого продемонстрировать все это добро.
Ну так вот Alexandr дайте направление, по требованиям к усилителю для данной цели, в часности про телефон.
Спасибо.
_artem_
Кстати если о прослушке , то обычно профи устройства накачивают телефонную линию частотой которая модулируется посредством элементов с микрофоным эффектом а затем детектируется . Частота подбирается исходя из резонансных характеристик накачиваемого аппарата с микрофонным эффектом . Поэтому в большинстве учреждений ставят фильтр по высокимн на телефон чтобы предотвратить накачку .
Vitёk
Ещё одно проявление микрофонного эффекта: когда я собирал микрофонный усилитель, то постукивание по экранированному кабелю (без микрофона) или же его деформация были слышны на выходе усилителя.
BVU
Цитата(Vitёk @ Nov 13 2005, 13:49) *
Ещё одно проявление микрофонного эффекта: когда я собирал микрофонный усилитель, то постукивание по экранированному кабелю (без микрофона) или же его деформация были слышны на выходе усилителя.

Ничего удивительного (читайте мои ответы от "Nov 10 2005, 16:43", "Дата Nov 10 2005, 17:06"). Кабель имеет параметры емкости и индуктивности и за чет большой чувствительности микрофонного усилителя и его большой частотной полосы (hi-fi) механические колебания (постукивания) превращаются в электрические (недостаточное качество кабеля) получается некий 'пьезо-эффект'. Хотите верьте, хотите нет, но сказка интереснейшая! Хорошо изготовленный кабель (высокотехнологический) для микрофона и прочих музыкальных электроинструментов - вещь довольно дорогая, но гарантирующая качество в подобных ситуациях. Только такие высокотехнологические соединительные кабели и разьемы используются в студиях звукозаписи и профессиональными музукантами.
Stanislav
Цитата(BVU @ Nov 14 2005, 09:47) *
Цитата(Vitёk @ Nov 13 2005, 13:49) *

Ещё одно проявление микрофонного эффекта: когда я собирал микрофонный усилитель, то постукивание по экранированному кабелю (без микрофона) или же его деформация были слышны на выходе усилителя.

Ничего удивительного (читайте мои ответы от "Nov 10 2005, 16:43", "Дата Nov 10 2005, 17:06"). Кабель имеет параметры емкости и индуктивности и за чет большой чувствительности микрофонного усилителя и его большой частотной полосы (hi-fi) механические колебания (постукивания) превращаются в электрические (недостаточное качество кабеля) получается некий 'пьезо-эффект'. Хотите верьте, хотите нет, но сказка интереснейшая! Хорошо изготовленный кабель (высокотехнологический) для микрофона и прочих музыкальных электроинструментов - вещь довольно дорогая, но гарантирующая качество в подобных ситуациях. Только такие высокотехнологические соединительные кабели и разьемы используются в студиях звукозаписи и профессиональными музукантами.
Действительно, эффект крайне интересный. Не совсем понятно, откуда берется ЭДС в кабеле (ведь меняются лишь его параметры). Жаль, нет схемы. Мое предположение: на емкости кабеля был заряд за счет утечек входа усилителя или за счет наводок (а может, резистором была затянут в "+" один из проводов?). При этом звуковая ЭДС возникала вследствие изменения емкости кабеля при сохранении его заряда. Может, у кого-нибудь будут другие предположения? Пьезоэффекта, как в керамических кондерах, по-моему, быть не должно - не тот материал...
Кстати, "шпиёны" подают ВЧ накачку именно из-за того, что изменение параметров пассивного компонента вовсе не обязательно должно приводить к возникновению ЭДС на его выводах (а также для того, чтобы "замкнуть" по переменному току выключенные ключи через их емкости). По этой причине схема, приведенная в посте №6, будет работать гораздо лучше, если через обмотку трансформатора (любую) пропустить постоянный ток. Правда, сигнал будет дифференцирован, поэтому вместо усилителя лучше использовать интегратор.
_artem_
Цитата(BVU @ Nov 14 2005, 08:47) *
Цитата(Vitёk @ Nov 13 2005, 13:49) *

Ещё одно проявление микрофонного эффекта: когда я собирал микрофонный усилитель, то постукивание по экранированному кабелю (без микрофона) или же его деформация были слышны на выходе усилителя.

Ничего удивительного (читайте мои ответы от "Nov 10 2005, 16:43", "Дата Nov 10 2005, 17:06"). Кабель имеет параметры емкости и индуктивности и за чет большой чувствительности микрофонного усилителя и его большой частотной полосы (hi-fi) механические колебания (постукивания) превращаются в электрические (недостаточное качество кабеля) получается некий 'пьезо-эффект'. Хотите верьте, хотите нет, но сказка интереснейшая! Хорошо изготовленный кабель (высокотехнологический) для микрофона и прочих музыкальных электроинструментов - вещь довольно дорогая, но гарантирующая качество в подобных ситуациях. Только такие высокотехнологические соединительные кабели и разьемы используются в студиях звукозаписи и профессиональными музукантами.


Хорошие микрофоны использут дифференциальный выход и имеют более или менее низкое выходное сопротивление что в конечно итоге сводит этот эффект к минимуму .
BVU
Цитата(_artem_ @ Nov 15 2005, 09:37) *
Цитата(BVU @ Nov 14 2005, 08:47) *

Цитата(Vitёk @ Nov 13 2005, 13:49) *

Ещё одно проявление микрофонного эффекта: когда я собирал микрофонный усилитель, то постукивание по экранированному кабелю (без микрофона) или же его деформация были слышны на выходе усилителя.

Ничего удивительного (читайте мои ответы от "Nov 10 2005, 16:43", "Дата Nov 10 2005, 17:06"). Кабель имеет параметры емкости и индуктивности и за чет большой чувствительности микрофонного усилителя и его большой частотной полосы (hi-fi) механические колебания (постукивания) превращаются в электрические (недостаточное качество кабеля) получается некий 'пьезо-эффект'. Хотите верьте, хотите нет, но сказка интереснейшая! Хорошо изготовленный кабель (высокотехнологический) для микрофона и прочих музыкальных электроинструментов - вещь довольно дорогая, но гарантирующая качество в подобных ситуациях. Только такие высокотехнологические соединительные кабели и разьемы используются в студиях звукозаписи и профессиональными музукантами.


Хорошие микрофоны использут дифференциальный выход и имеют более или менее низкое выходное сопротивление что в конечно итоге сводит этот эффект к минимуму .

У дифф. усилителей этот параметр называется подавление синфазной помехи (по входу усилителя), а если Вы подключаетесь к усилителю не с дифф. входом, то ничего не измениться. Но суть проблемы остается - идет обсуждение о физической природе данного 'эффекта' (микрофонный эффект)... smile.gif

P.S. Для сомневающихся, настоятельно рекомендую сходить в музыкальный салон и посмотреть кабели для студийной звукозаписывающей аппаратуры!
_artem_
На аглицком это если не ошибаюсь common mode reject ratio.

Я не говорю что без кабеля не жизнь. Но не для тонкого слуха можно и без кабеля.)
Как насчет выходного или входного сопротивления цепи ?
BVU
Цитата(_artem_ @ Nov 15 2005, 10:41) *
На аглицком это если не ошибаюсь common mode reject ratio.

Я не говорю что без кабеля не не жизнь. Но не для тонкого слуха можно и без кабеля.)
Как насчет выходного или входного сопротивления цепи ?

Если входное сопротивление усилителя (цепи..., причем тут цепь?) скажем так - очень большое, то все наводки и помехи включая 50Гц - Ваши. smile.gif
_artem_
С готовностью принимаю все помехи на себя ))
Dimitris
В случае с кабелем имеет место не микрофонный, а трибоэлектрический эффект (от греческого "трибос" - трение).
При этом источником шума являются поляризуемые трением диполи диэлектрика кабеля. wink.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.