Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Управление ДПТ
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Сайт и форум > В помощь начинающему
BigCoster
Посоветуйте схемное решение силовой части.
Непонятно использовать ли мостовую схему, управляемый
выпрямитель или что то другое.
Управлять нужно моментом, положением и скоростью от 0 до мах.
Хочу приделать квадратурный энкодер.

А, совсем забыл двигатель ДПТУ240-1100-3
Частота вращения 3000 об/мин
Номинальное напряжение 120 в
Номинальный ток 12 А
Сопротивление обмотки якоря 0,53 Ом
Индуктивность обмотки якоря 0,53 мГн
Aesthete Animus
Лично я использовал мост, опторазвязанный с электроникой. При этом вполне хорошо напряжение модулируется ШИМом контроллера.
evgeny_ch
Цитата(BigCoster @ Jan 9 2008, 20:22) *
А, совсем забыл двигатель ДПТУ240-1100-3
Частота вращения 3000 об/мин
Номинальное напряжение 120 в
Номинальный ток 12 А
Сопротивление обмотки якоря 0,53 Ом
Индуктивность обмотки якоря 0,53 мГн

ДПУ240-1100 ИЖЕВ.527344.005ТУ ?
Мн=kэм*Iн,
Iн = (U - E)/Rя, где E - ЭДС якоря.
Есть исполнение со встроенным тахогенератором, т. е. управлять частотой вращения без проблем.
При использовании энкодера тахо не нужен.
У двигателей с ПЯ низкая индуктивность, это создает трудности в управлении с ШИМ.
По энергетике это не слишком удачный выбор, лучше брать двигатель типа PMSM.
Механическая характеристика ДПТ.
Gogan
Цитата(evgeny_ch @ Jan 10 2008, 00:57) *
У двигателей с ПЯ низкая индуктивность

Что означает "с ПЯ"?

Цитата(evgeny_ch @ Jan 10 2008, 00:57) *
Механическая характеристика ДПТ.

Эти характеристики - для включения доп. сопротивления в цепи якоря. Для шим - будут параллельные характеристики.

Решение - звено постоянного тока - далее 2 варианта
1. управляемый мост (инвертор).
2. один транзистор, а направление менять с помощью реле - тут уже смотреть - что дешевле и часто ли нужно реверсировать. Управлять с помощью ШИМ, чем больше индуктивность обмотки якоря, тем меньшую частоту ШИМ можно выбрать.
evgeny_ch
Цитата(Gogan @ Jan 10 2008, 10:10) *
Что означает "с ПЯ"?

Печатный якорь, штампованный.
http://moto-skat.ru/service/innovatsii/elektrodvigateli/
http://www.induction.ru/books/book47/book47p14.htm
BigCoster
Цитата(Gogan @ Jan 10 2008, 10:10) *
Решение - звено постоянного тока - далее 2 варианта
1. управляемый мост (инвертор).
2. один транзистор, а направление менять с помощью реле - тут уже смотреть - что дешевле и часто ли нужно реверсировать. Управлять с помощью ШИМ, чем больше индуктивность обмотки якоря, тем меньшую частоту ШИМ можно выбрать.


Я же и пишу управляемый выпрямитель или же обычный выпрямитель, а после него
мостовая схема на полевиках или IGBT.

Но какую элементную базу использовать???
Какие ключи подойдут?

Хочется 10 бит 32 кГц ШИМ, достаточно ли этого для вышеописанного управления.
Dog Pawlowa
Цитата(BigCoster @ Jan 10 2008, 12:23) *
Хочется 10 бит 32 кГц ШИМ, достаточно ли этого для вышеописанного управления.

10 бит - 0,1 % ШИМ.
Вряд ли Вы ставите задачу стабилизировать скорость с такой точностью.
Значит, это более чем достаточно.
Кроме того, входная частота зашкаливает, т.к. 32 кГц х 1024 = 33 МГц
Используйте 8-разрядный таймер.
BigCoster
Цитата(Dog Pawlowa @ Jan 10 2008, 12:41) *
10 бит - 0,1 % ШИМ.
Вряд ли Вы ставите задачу стабилизировать скорость с такой точностью.
Значит, это более чем достаточно.
Кроме того, входная частота зашкаливает, т.к. 32 кГц х 1024 = 33 МГц
Используйте 8-разрядный таймер.

Прошу прощения я обшибся, тактируется шим от 8МГц / 1024 = 7812 Гц
Какие ключи можно применить ??? smile3046.gif
Gogan
Цитата(BigCoster @ Jan 10 2008, 10:23) *
Но какую элементную базу использовать???
Какие ключи подойдут?

Хочется 10 бит 32 кГц ШИМ, достаточно ли этого для вышеописанного управления.

Я бы сделал так: 220В, обычный мост (25 либо 50А), емкость, 4 транзистора IGBT например IRG4BC30KD (GEN4 ULTFST 600V 31A IGBT 10-75 kHz TO-247AC) по ~2$, причем максимальная скважность ШИМ 40% для 120В, два драйвера для них ir2101, оптроны подобрать быстрые для гальванической развязки (по входу драйвера) если нужно. Последовательно с якорем двигателя - дросель порядка 2мГн (без емкостей!).
BigCoster
Я так понимаю дросель для уменьшения пульсаций тока, но он должен быть 12А?
Gogan
Цитата(BigCoster @ Jan 11 2008, 13:15) *
Я так понимаю дросель для уменьшения пульсаций тока, но он должен быть 12А?

Все верно, на 12А или больше. Дросель выбирать исходя из требований пульсации тока, создаваемых помех, шума (если частота шим в звуковом диапазоне).
Дело в том, что для уменьшения потерь я иногда занижаю частоту шим до 8 или даже до 4 кГц, а чтобы уменьшить пульсации - ставлю дроссель... нужно смотреть постоянную времени L/R с учетом сопротивлений ключей и т.д.
Если требования не жесткие, тогда долой дроссель, частота побольше, ключи с запасом и гоняй yeah.gif
Dog Pawlowa
Цитата(Gogan @ Jan 11 2008, 20:55) *
Дело в том, что для уменьшения потерь я иногда занижаю частоту шим до 8 или даже до 4 кГц, а чтобы уменьшить пульсации - ставлю дроссель... нужно смотреть постоянную времени L/R с учетом сопротивлений ключей и т.д.

Что-то я даже с 3 А не смог добиться снижения звука дросселем. Мотор, зараза, звенит или хрюкает, в зависимости от частоты. sad.gif
Можете добавить что-нибудь про то, что у Вас получалось?
BigCoster
Цитата(Dog Pawlowa @ Jan 12 2008, 12:37) *
Что-то я даже с 3 А не смог добиться снижения звука дросселем. Мотор, зараза, звенит или хрюкает, в зависимости от частоты. sad.gif
Можете добавить что-нибудь про то, что у Вас получалось?

Скорее всего дросель от шума и хрюкания не поможет,
это конструктивная особенность двигателей постоянного тока
с возбуждением от постоянных магнитов и проявляеся она как известно,
при импульсном управлении, хотя наверное не только такие двмгатели шумят.
Повышаем частоту до 20кГц, ставим радиаторы, сверху вентиляторы .... smile.gif smile.gif smile.gif
evgeny_ch
Цитата(BigCoster @ Jan 12 2008, 15:42) *
Скорее всего дросель от шума и хрюкания не поможет,
это конструктивная особенность двигателей постоянного тока
с возбуждением от постоянных магнитов и проявляеся она как известно,
при импульсном управлении, хотя наверное не только такие двмгатели шумят.
Повышаем частоту до 20кГц, ставим радиаторы, сверху вентиляторы .... smile.gif smile.gif smile.gif

Ага, особенно при питании постоянным током хрюкают. biggrin.gif
Дюс
На сегодняшний день выпускается такое многобразие драйверов ШИМ, выбирай любой. Кто мешает использовать например TL494 или взять любой регулируемый с умощняющими транзисторами.
Про контур тока вы смотрю забыли т.е. нужно соответствующий шунт, учитывая ШИМ нужен фильтр, желательно активный.
+ ко всему систему управления с которой и надо было начинать. Какие у вас будут регуляторы тока(скорости) цифровые или аналоговые. Какие требования к системе по точности?
Частота ШИМ выбирается из требований задания и пр. данных почитайте соответствующую литературу. Неплохо написано у Чемоданова в Т2 "Следящие приводы".
У вас неверный подход нужно подбирать элементы для решения задади а не задачу по элементы.

И еще совершенно не понятно какой ШИМ будет применяться двухполярный или однополярный. Тип торможения: противовключением, динимическое ?
evgeny_ch
Для servo д. б. full(H) bridge.
Например
http://focus.ti.com/lit/ds/symlink/uc1637.pdf
BigCoster
-Система с цифровым регулятором положения, скорости то же с моментом.

-Поставлю шунт 0,3Ом буду мерять ток Ацп Меги32.

-На мотор уже поставил энкодер (50 делений на оборот), такой точности мне
будет достаточно.

-Точность... хочется получить реакцию системы в соответствии с заданием smile.gif

-Нет случайно ссылочки на Чемоданова, с удовольствием почитаю.

-Я вот и пытаюсь подобрать ключи и драйверы к ним

-Шим однополярный, не знаю как сделать двухполярный на АВР crying.gif
какие преимущества он дает?
не знаю как сделать динамическое торможение на Н - мосте
наверное в случае применения пид-регулятора получается торможение противовключением




Собирал уже подобное, реализован только ПИД положения
сравнительно долго отрабатывает задание (около 1с один оборот),
нверное неоптимально настроен
а так в целом ничего
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
только силовую часть переделаю под ДПУ как посоветовал Gogan.
Дюс
Регуляторы расчитать не сложно, в любом учебнике по приводу есть. ПИ регулятор тока и П регулятор скорости. шунт 0,3 Ом при токе в 12А не есть гуд. и напряжение 120В как я понял из пред. постов ставь трансформаторный датчик сейчас они есть фирменные + фильтр. Фильтры описаны хорошо у Титце (книгу скину если нет). ПИД здесь не нужен. В случае настройки на модульный оптимум ПИД ставится при объекте управления в виде колебательного звена. Драйвер ШИМ советую использовать специализированный. Если нужен реверс то нада будет мостовую схему. Давай параметры двигателя Ra La Mn Wn Ja и J-объекта и Мс помогу регуляторы расчитать.
Если однополярный ШИМ то все просто ставишь оптопару FOD20xx 10Мбит и ключ + ключ на динамическое торможение его тоже в ШИМ режим для ограничения тока торможения.
Применение ШИМ драйвера тебе позволит "разгрузить" МК.
После 15-го время больше будет пиши в асю ICQ#: 479-952-016
BigCoster
наверное я никогда не перестану наступать на грабли... cranky.gif
До регуляторов кажется не доберусь... wacko.gif

сделал вот это
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
но оно не работает, что не так
evgeny_ch
Цитата(BigCoster @ Jan 17 2008, 13:20) *
сделал вот это

В сервоприводе нужно biggrin.gif мерять ток, в целях защиты драйвера и управления моментом двигателя.
Можно шунтом или бесконтактно.
BigCoster
Цитата(evgeny_ch @ Jan 17 2008, 16:04) *
В сервоприводе нужно biggrin.gif мерять ток, в целях защиты драйвера и управления моментом двигателя.
Можно шунтом или бесконтактно.

Спасибо приятная ссылочка, но до измерения тока я не добрался.

Что неправильно сделано на схеме? ПОМОГИТЕ!!!
evgeny_ch
Цитата(BigCoster @ Jan 17 2008, 18:23) *
Спасибо приятная ссылочка, но до измерения тока я не добрался.

Что неправильно сделано на схеме? ПОМОГИТЕ!!!

Схема с первого взгляда правильная, только раскачивающие драйверы, лично я бы помощней (по току), взял бы. С транзисторами такого типа не работал, biggrin.gif так ведь кроме них еще и модулятор д. б. и нечто вроде регулятора.
Типа мерять надо.
Настоятельно рекомендую включать последовательно с двигателем дроссель или LC фильтр.
BigCoster
Вот у Elm-Chana сделано вот так
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
поясните плиз как это работает, вот логика работы драйвера IR2184
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

как работает его схема, как??? smile3046.gif
evgeny_ch
Цитата(BigCoster @ Jan 17 2008, 20:52) *
Вот у Elm-Chana сделано вот так
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
поясните плиз как это работает, вот логика работы драйвера IR2184
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

как работает его схема, как??? smile3046.gif

Спокойнее.
Эти диаграммы не показывают логику работы моста, они обеспечивают только отсутствие "сквозных" токов, тобишь закоротки источника.
Мост имеет три (основных) режима работы -
Протекание тока через диагональ моста - двигатель влево (право),
Замыкание двигателя накоротко - торможение.
Есть еще режим рекуперации, но он сложнее.
Посмотрите картинку.
Gogan
Цитата(BigCoster @ Jan 17 2008, 11:20) *
сделал вот это
но оно не работает, что не так

А как ты проверяешь работоспособность? Если ты подаешь 1 на один вход и ждешь что двигатель будет вращаться, тогда это не правильно. Потому что бутстрепный конденсатор (у тебя 22мкФ) верхнего плеча разрядится на затвор транзистора (если это ижбт) и транзистор закроется. Попробуй подавать именно шим, причем скважность 100% не должна быть, максимум 95 или больше/меньшне, определить опытным путем, смотреть осциллографом напряжение на этом конденсаторе и медленно увеличивать ШИМ.
BigCoster
Сгорело все crying.gif ,причем два раза.
Ключи у нас по 5$, и того 40$. Сил уже не хватает.
Тестирую на 30 вольтах - дымят, а что будет если 220? Ядерный взрыв? 07.gif
Схема сейчас вот такая:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
на вход PWM1 подаю ШИМ 90%, на PWM2 ничего.
Что должно быть на выходах драйверов, у меня на одном Ho = 0,2V , Lo = 11,8V на
осциллографе виден шим,
на другом Ho = 9,2V , Lo = 1,6V на осциллографе виден бред не могу поймать синхронизацию
smile3046.gif
evgeny_ch
Должна быть цепь измерения тока, и защита ключей.
Не зря схема Х моста, сквозные токи дожны быть исключены.
Пробуйте отдельно каждую диагональ, тогда гореть будет нечему.
Настоятельно рекомендую включить последовательно с ДПТ дроссель, можно сначала пробовать с эквивалентом нагрузки.
Гляньте пусковой ток двигателя.
BigCoster
Цитата(evgeny_ch @ Jan 22 2008, 19:39) *
Должна быть цепь измерения тока, и защита ключей.
Не зря схема Х моста, сквозные токи дожны быть исключены.
Пробуйте отдельно каждую диагональ, тогда гореть будет нечему.
Настоятельно рекомендую включить последовательно с ДПТ дроссель, можно сначала пробовать с эквивалентом нагрузки.
Гляньте пусковой ток двигателя.

До измерения тока еще не добрался.
Можно выпаять одну диагональ, но как поведут себя драйверы ключей,
Дроссель с лампы дневного света 36Вт подойдет?
evgeny_ch
Цитата(BigCoster @ Jan 22 2008, 19:56) *
До измерения тока еще не добрался.
Можно выпаять одну диагональ, но как поведут себя драйверы ключей,
Дроссель с лампы дневного света 36Вт подойдет?

Двигатель с ПЯ при старте подобен КЗ в нагрузке, возьмите что-нибудь типа лампы накаливания на 500 (1000) ватт.
BigCoster
Цитата(evgeny_ch @ Jan 22 2008, 20:17) *
Двигатель с ПЯ при старте подобен КЗ в нагрузке, возьмите что-нибудь типа лампы накаливания на 500 (1000) ватт.

Для тестирования использую двигатель с нормальным якорем, и напряжением питания 24в
Уже убрал два транзистора, не работает, наверное сгорели crying.gif
BigCoster
Уважаемый evgeny_ch, сделал как Вы посоветовали.
Схема получилась вот такая:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

На рисунке указаны точки измерений относительно земли,
10В на деление, шим 7кГц, скважность как сами видите..
приблизительно 0,2

Вот что показуют в точке А.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

В точке В, больше 30-ти вольтов , где оно только берется
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Вот это наверное хорошая осциллограмка. Точка С
такая же и в точке В, когда на транзисторы питание не подаешь,
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Вот что показывают на затворе верхнего ключа, когда
скважность уваличиваем до 0,7
Нажмите для просмотра прикрепленного файла


Транзисторы сильно греются, причем чем больше скважность тем больше греются


Пробовал IR2110 (сгорели), так они мне понравились больше.

Подключал свой ДПТУ, (без дросселя, откуда бы вытащить подходящий)
он дергается. Создается внечетление, что
в управляющей микросхемке срабатывает защита по току, она выключается
затем пытается включится снова и так далее.
Пробовал и другой мотор, есть уменя 55ZY24-25 (24V, 25W, 3000rpm)
тот крутился равномерно. Я его рукой остановил и 2101 нету,
думал может 2110 помогут всетаки ток у них на выходе больше,
рукой остановил ... и нету 2110.
На 2101 сгорает выход драйвера верхнего уровня,
а на 2110 нижнего 07.gif.
И это все на 30 вольтах, когда доберусь до 350-ти, включать буду из другого города
с дистанционного пульта. smile.gif Уже раз пробовал - громкий щелчек, немного дыма,
выбило 32 амперный автомат + 4 трупа IGBT и парочка 2101.
"а так все нормально Петро вмер" biggrin.gif

Ткните носом меня в то что я неправильно делаю, а то я уже склонен к суициду cranky.gif
help.gif help.gif help.gif
Давно бы все это бросил, но у людей же как то работает,
или не работает ? тогда IR выпустила тысячи неработоспособных микросхем?
evgeny_ch
Цитата(BigCoster @ Jan 24 2008, 11:53) *
На 2101 сгорает выход драйвера верхнего уровня,
а на 2110 нижнего 07.gif.

Мне трудно что-либо советовать дистанционно.
Включите небольшой шунт в цепь нагрузки, посмотрите, какой же реально ток протекает в нагрузке.
Драйверы транзисторов выберите на бОльший ток.
Транзисторы должны греться, насколько, вопрос степени насыщения и динамических потерь.
Наберитесь терпения, все получится. biggrin.gif
http://www.platan.ru/irf/techdoc/dt92-3.pdf
repairDV
Если ротор не двигается - нет противоЭДС - режим КЗ. Управляющую часть нужно вначале пробовать на резистивной нагрузке. Я лично на высоком напряжении и пробовал на двух паяльниках, включённых последовательно.

Попробуйте драйвера HCPL3120.

А номиналы резисторов в цепи затвора какие?

А, у вас 22 ома, шибко маленькие. Куда ж ему столько? 82 ома - нормально работают. Потом, частотка IGBT хоть соответствует? Мне неохота искать даташит на эти транзисторы.
Gogan
Цитата(BigCoster @ Jan 24 2008, 09:53) *
В точке В, больше 30-ти вольтов , где оно только берется
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

По идее там должно быть до 40 В
Все очень просто. Питание моста=30V, питание IR2101=12V. Эти же 12 В прикладываются к затвору транзистора, он открывается, течет ток. Но, по видимому, на транзисторах вместо 1-2В падает по 10В и 10 на двигателе. Получаем нижний транзистор 10В + двигатель 10В + напряжение на затворе 12В = 32В.
(хотя может просто проседает напряжение питания. Посмотри осциллографом напряжение на коллекторе верхнего транзистора).
Похоже что токи слишком большие для этих транзисторов - соотв. они быстро сгорают, и уже через сгоревший транзистор пробивается драйвар IR2101. Обязательно нужно быструю обратную связь по току, которая бы закрывала транзисторы при превышении граничного тока, а чтобы ток не изменялся слишком быстро (чтобы успевала срабатывать защита) - нужно ставить дроссель.

Защиту по току я делаю иногда вот так - шунт - с него снимается напряжение - подается на компаратор (-), на вторую ногу компаратора (+) - подстроечник, дальше его выход подается на логику либо контроллер, который стоит перед драйвером. Если на контроллер, то по этому сигналу можно плавно уменьшать заполнение шим (но после того как закрыть транзисторы). Тогда ты сможешь спокойно останавливать рукой двигатель и ничего гореть не будет. Транзисторы на теплоотвод обязательно.

Цитата(BigCoster @ Jan 24 2008, 09:53) *
Вот что показывают на затворе верхнего ключа, когда
скважность уваличиваем до 0,7
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Ну здесь явно видно что питание проседает, похоже 1000мкФ совсем недостаточно 07.gif .... меряй токи, однозначно!
BigCoster
Приношу извинения за дооолгое отсутствие.
Не было возможности ответить.

Действительно проседало питание, поставил 10000мкФ.
Это единственный вариант или же есть более правильный подход?

Сейчас все выглядет вот так:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Работает до 88% ШИМ, поставил вместо дросселя вторичную обмотку
трансформатора 15Вх2А последовательно якорю, первичную закоротил.

Сделал простеникий ПИД, отрабатывает задание 180 градусов за 0,3с.,
перерегулирование 2%. Если интересно могу выложить код на С.
В терминал: скорость, ШИМ, положение, время. Графики -заглядение. smile.gif
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

До измерения тока пока еще не добрался.

Еще возникнут вопросы по поводу совмещению двух регуляторов.

Отдельная благодарность evgeny_ch и Gogan. a14.gif
Всем спасибо за поддержку и полезные советы.
evgeny_ch
Приятно, что стронулось.
Интересно было бы посмотреть в цикле (вперед, стоп, назад, стоп).
Удачи.
BigCoster
Цитата(evgeny_ch @ Feb 15 2008, 14:55) *
Приятно, что стронулось.
Интересно было бы посмотреть в цикле (вперед, стоп, назад, стоп).
Удачи.

Счас не могу, мотор поставили на конструкцию (примеряемся), талько снимем
покажу в цикле.
Gogan
Цитата(BigCoster @ Feb 15 2008, 11:55) *
Если интересно могу выложить код на С.

Да, было бы очень интересно посмотреть, спасибо.
п.с. я сейчас как раз работаю над драйвером ДПТ (27В, 3А) на L6203 и atmega8, с отсечкой по току, с приемом задания по TWI. После испытаний выложу схему и результаты.
BigCoster
Цитата(Gogan @ Feb 15 2008, 15:30) *
Да, было бы очень интересно посмотреть, спасибо.
п.с. я сейчас как раз работаю над драйвером ДПТ (27В, 3А) на L6203 и atmega8, с отсечкой по току, с приемом задания по TWI. После испытаний выложу схему и результаты.

Писано в CVAVR:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
, не помню где подсмотрел этот регулятор, но работает biggrin.gif

посмотрите Апноут AVR221(если еще не смотрели smile.gif)

кстати мне тоже было бы интересно посмотреть на код с каким нидь регулятором,
а то что то очень уж простенький он у меня.
BigCoster
Вот и добрался до тока...
Питание схемы будет от трансформатора 50В (макс. скорость не нужна, под нагрузкой 500об/с)

Подскажите плз. как померять 12А, неразу еще не приходилось мерять ток

Я думаю шунт->операционник->АЦП. Можно ли 12А таким способом.
или же бесконтактно? датчик тока? какой?

Где об этом почитать и посмотреть на примеры?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.