Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Объясните для "чайника" принцип работы схемы на транзисторах
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Аналоговая и цифровая техника, прикладная электроника > Вопросы аналоговой техники
sergunas
Имеется стоматологическая установка УС-02.

Возникла проблема регилировки частоты вращения инструмента электробормашины (диапазон 6000 - 40000 об/мин.). Установка выдаёт максимальные обороты независимо от положения реостата регулировки (резистор R2).

Какие могут быть причины неисправности? Где и что мерить? Кое что тестером пощупал: напряжение питания на схеме есть (около 29В), напряжение на реостате R2 (мерию в точках схемы) меняется, т.е. электрически и механически связь с R2 есть, далее в других точках напряжения для меня непонятны. Силовой транзистор VT (КТ805БМ pnp) выпаивал, прозванивал (всё вроде верно) и даже впаивал другой, результат тот же (максимальные обороты), т.е. скорее всего дело не в VT.

Хотелось бы, чтобы кто-нибудь доходчиво пояснил принцип работы транзисторной схемы управления (рисунок 6), у меня с транзисторами опыт работы почти никакой :-(
На рисунке 5 общая электрическая схема стоматологической установки УС-02.

Принцип работы схемы по паспорту, схемы и приложения с перечнем элементов и контрольных точек прилагаю.

Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файла
rezident
Я бы начал с замены всех электролитических конденсаторов. Конденсаторы К50-16 давно уже должны были "высохнуть".
alexkok
Цитата(sergunas @ Jul 22 2008, 01:31) *
Какие могут быть причины неисправности? Где и что мерить? Кое что тестером пощупал: напряжение питания на схеме есть (около 29В), напряжение на реостате R2 (мерию в точках схемы) меняется, т.е. электрически и механически связь с R2 есть, далее в других точках напряжения для меня непонятны. Силовой транзистор VT (КТ805БМ pnp) выпаивал, прозванивал (всё вроде верно) и даже впаивал другой, результат тот же (максимальные обороты), т.е. скорее всего дело не в VT.

Хотелось бы, чтобы кто-нибудь доходчиво пояснил принцип работы транзисторной схемы управления (рисунок 6), у меня с транзисторами опыт работы почти никакой :-(

Проверить можно и не зная принципа работы.
Метод такой - берете проводок и по очереди, начиная с выхода (VT) коротите базу и эмиттер у каждого транзистора ( только не путать!). На каком транзисторе движок перестал выключаться - тот дохлый.
sergunas
Цитата(alexkok @ Jul 22 2008, 10:17) *
На каком транзисторе движок перестал выключаться - тот дохлый.

что значит "На каком транзисторе движок перестал выключаться"?

Хотелось бы всё же принципов работы схемы. Может кому о чем-то говорит схема "тахометрический мост"?

Цитата(rezident @ Jul 22 2008, 03:33) *
Я бы начал с замены всех электролитических конденсаторов. Конденсаторы К50-16 давно уже должны были "высохнуть".

идея интересная, спасибо. А что происходит с электролитом когда высохнит? Как можно было чем то поткрепить это предположение, чтобы в том убедиться, кроме как просто заменить на новые?
Flasher
Как вариант неисправности- трещина в печатном проводнике, непропай детали в плате, проржавевшая деталька, и как правило- неисправные подстроечные и переменные резисторы.
alexander55
Цитата(sergunas @ Jul 22 2008, 02:31) *
Возникла проблема регилировки частоты вращения инструмента электробормашины (диапазон 6000 - 40000 об/мин.). Установка выдаёт максимальные обороты независимо от положения реостата регулировки (резистор R2).

Какие могут быть причины неисправности? Где и что мерить?

Не глядя в схемы (смотреть никакого желания нет), скажу, чтобы двигатель менял обороты нужно, чтобы напряжение на якоре менялось.
У Вас обороты максимальные, значит напряжение максимальное.
Причин может быть много, но наиболее вероятные следующие:
- оборвана обратная связь
- неисправен преобразователь (всегда открыт),
- задающий сигнал на скорость всегда максимальный.
Смотреть сначала на якоре дигателя и т.д.

Цитата(sergunas @ Jul 22 2008, 10:53) *
Хотелось бы всё же принципов работы схемы. Может кому о чем-то говорит схема "тахометрический мост"?

Я об этом звере уже писал в разделе электропривод.
sergunas
Ладно уж с этой неисправностью!
Прошу, объясните мне как работает рисунок 6-ть.
Flasher
Объяснять будет дольше, чем найти неисправность. Не так тяжело прозвонить парочку транзисторов, просмотреть плату и проверить подстроечные и переменные резисторы.
sergunas
Цитата(alexander55 @ Jul 22 2008, 11:38) *
Я об этом звере уже писал в разделе электропривод.

не смог найти, Ваших комментариев там очень много. Поиск по слову "тахометрический" ничего не даёт.

Цитата(Flasher @ Jul 22 2008, 11:47) *
Объяснять будет дольше, чем найти неисправность. Не так тяжело прозвонить парочку транзисторов, просмотреть плату и проверить подстроечные и переменные резисторы.

как прозвонить транзисторы?
плата на внешний осмотр абсолютно нормальная
как проверить подстроечные резисторы? все переменные резисторы стоят в заводских значениях, их ещё никто не крутил (краска не сбита)
alexander55
Цитата(sergunas @ Jul 22 2008, 11:44) *
Ладно уж с этой неисправностью!
Прошу, объясните мне как работает рисунок 6-ть.

Чего так не понятно.
Выпрямитель - регулирующий транзистор- движок.
Задание на скорость от потенциометра.
Тахомост организован вычитанием напряжения на двигателе и напряжения на шунте.

Даже напряжение в контрольных точках есть. Сидите, мерьте и сравнивайте с таблицами. Это не требует понимания работы схемы.
Flasher
Прозванивать мультиметром, желательно их выпаивая. Резисторы проверить сопротивление , тоже выпаивая.
sergunas
Цитата(alexander55 @ Jul 22 2008, 11:58) *
Чего так не понятно.
Да вот, знаете ли, непонятно.
Цитата(alexander55 @ Jul 22 2008, 11:58) *
Тахомост организован вычитанием напряжения на двигателе и напряжения на шунте.
простите, что за шунт?
Цитата(alexander55 @ Jul 22 2008, 11:58) *
Даже напряжение в контрольных точках есть. Сидите, мерьте и сравнивайте с таблицами. Это не требует понимания работы схемы.
в том то и дело, что ничего с таблицами не совпадает, ничего, кроме напряжения питания! Не знаю чему верить, чтобы было отчего оттолкнуться.


Цитата(Flasher @ Jul 22 2008, 12:11) *
Прозванивать мультиметром, желательно их выпаивая. Резисторы проверить сопротивление , тоже выпаивая.

спасибо, понятно, паяльник в зубы :-)
alexander55
Цитата(sergunas @ Jul 22 2008, 12:20) *
Да вот, знаете ли, непонятно.

Это пройдет.

Цитата(sergunas @ Jul 22 2008, 12:20) *
простите, что за шунт?

R8, если правильно прочел.

Цитата(sergunas @ Jul 22 2008, 12:20) *
в том то и дело, что ничего с таблицами не совпадает, ничего, кроме напряжения питания! Не знаю чему верить, чтобы было отчего оттолкнуться.


Смотрите на эту схему, как на источник регулируемого напряжения.
Если двигатель смущает - отключите.
sergunas
Цитата(alexander55 @ Jul 22 2008, 12:28) *
R8, если правильно прочел.
ах вон оно как, а я думал этот резистор вообще лишний :-) спасибо, открыли мне глаза.
Цитата(alexander55 @ Jul 22 2008, 12:28) *
Смотрите на эту схему, как на источник регулируемого напряжения.
Если двигатель смущает - отключите.

хорошо, если убрать из схемы двигатель (сделать обрыв без нагрузки, так?), и рассматривать схему как источник рег. напряжения, то какая точка схемы отправная, а какая выходная, чтобы померить? спасибо!
alexander55
Цитата(sergunas @ Jul 22 2008, 12:39) *
ах вон оно как, а я думал этот резистор вообще лишний :-)

У Вас хорошо с юмором.biggrin.gif

Цитата(sergunas @ Jul 22 2008, 12:39) *
хорошо, если убрать из схемы двигатель (сделать обрыв без нагрузки, так?), и рассматривать схему как источник рег. напряжения, то какая точка схемы отправная, а какая выходная, чтобы померить? спасибо!

Вместо двигателя поставьте резистор для сохранности цепей.
Меряйте все относительно ну скажем + электролита или чего-то, что в используется в твблице контрольных точек.
Выход - это Коллектор транзистора. Крутите R2 - смотрите выход и т.д.
sergunas
Большое всем спасибо, откликнувшимся на мою тему.
Тем не менее может кто-нибудь меня все-таки посвятит в тайны понимания схемы Figure6? Там всего-то 4 транзистора smile.gif
приус
Цитата(sergunas @ Jul 23 2008, 07:30) *
Большое всем спасибо, откликнувшимся на мою тему.
Тем не менее может кто-нибудь меня все-таки посвятит в тайны понимания схемы Figure6? Там всего-то 4 транзистора smile.gif

транзисторов то всего 5.Возьми да поменяй их на заведомо исправные- займет пол часа времени,зато будешь уверен что они рабочие.зацепись за пятый конец и смотри изменение напруги при регулеровке R2.А дальше- метод научного потыкивания или выражаясь по-другому подетальная проверка.Ёмкости дохлые в этих установках ни разу не втречались,хотя апаратура довольно пожилая.
sergunas
Цитата(приус @ Jul 23 2008, 13:21) *
транзисторов то всего 5.Возьми да поменяй их на заведомо исправные- займет пол часа времени,зато будешь уверен что они рабочие.зацепись за пятый конец и смотри изменение напруги при регулеровке R2.
В смысле как понять зацепись за пятый конец? За точку с номером 5? Это же напряжение питания +29B. Или Вы имеили ввиду относительно этой точки мерить напряжения в остальных точках? Может тогда лучше относительно земли мерить, точки номер 15?
sergunas
Цитата(Wise @ Jul 23 2008, 14:28) *
..Такой рисунок уже можно выложить и предложить к обсуждению.
А может, Вы и сами, в «процессе», разберетесь.. smile.gif

Выкладываю перерисованный к понятному виду рисунок схемы с указанием номиналов и названий элементов, а также указанием контрольных значений напряжений.
Увы, сам я всё равно не могу понять принцип работы...
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Alexandr
sergunas Вы имеете возможность посмотреть осциллографом что творится на базе транзистора в точке 7 и между диодом VD8 и транзистром VT2 ?
alexander55
Цитата(sergunas @ Jul 24 2008, 00:17) *
Выкладываю перерисованный к понятному виду рисунок схемы с указанием номиналов и названий элементов, а также указанием контрольных значений напряжений.
Увы, сам я всё равно не могу понять принцип работы...
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Вот уже наглядно.
VT4, VT3 - каскад, задающего напряжения.
На R9, R10 организована ОС по напряжению задания (как в ОУ).
Полученное задание сравнивается с напряжением тахомоста на VT2.
Рассогласование усиливается (VT1) и подается на регулирующий транзистор.
sergunas
Цитата(Alexandr @ Jul 24 2008, 01:28) *
sergunas Вы имеете возможность посмотреть осциллографом что творится на базе транзистора в точке 7 и между диодом VD8 и транзистром VT2 ?
к сожалению, осциллограф у меня только на работе, можно конечно попробовать вынести... Идея хорошая, а то тестером как слепой котёнок тыкаюсь...
sergunas
Цитата(alexander55 @ Jul 24 2008, 09:07) *
Вот уже наглядно.
VT4, VT3 - каскад, задающего напряжения.
Это я уяснил, непонятно относительно чего он делает опору.

Вот есть какое-то напряжение в точке 10, которое зависит от текущей скорости вращения электродвигателя и что дальше?
Я так понимаю, напряжение на выходе опорной схемы (на эмитере VT4) будет определяться чисто делителем, так? Т.е. транзисторы VT4, VT3 выступают чисто как усилитель?
То есть верна формула:
Uоп = (R'+R10)/(R'+R10+R9)*(U10-UR1), где
Uоп - напряжение эмиттер-коллектор транзистора VT3;
R' = (R+R12)||R11;
U10 - напряжение в точке 10 относительно ОБЩЕЙ точки
UR1 - напряжение на резисторе R1 относительно ОБЩЕЙ точки, определяемое стабилитроном VD7 UR1=Uпит - Uст = 33В - 13B = 20B
Так ли всё?

Цитата(alexander55 @ Jul 24 2008, 09:07) *
На R9, R10 организована ОС по напряжению задания (как в ОУ).
Я так понимаю, R10 - это сопротивление в обратной связи, а R9 - это нагрузка, так?
Для аналогии с ОУ: база VT4 - это вход ОУ, а эмитер VT4 - это выход ОУ, так?

Цитата(alexander55 @ Jul 24 2008, 09:07) *
Полученное задание сравнивается с напряжением тахомоста на VT2.
А какова роль и влияние диода VD8?
Цитата(alexander55 @ Jul 24 2008, 09:07) *
Рассогласование усиливается (VT1) и подается на регулирующий транзистор.
идеалогически понятно
alexander55
[quote name='sergunas' date='Jul 24 2008, 13:25' post='443334']
Вот есть какое-то напряжение в точке 10, которое зависит от текущей скорости вращения электродвигателя и что дальше?
[/quote]
Нет, зависит только от тока двигателя.
Смысл такой, чем выше ток двигателя, тем больше надо подать напряжение на двигатель, чтобы скомпенсировать просадку скорости от нагрузки. Это слабенькая обратная связь.

Другая обратная связь (по напряжению двигателя) снимается с делителя R2-R3-R4. Эта уже главная ОС.

[/quote]
sergunas
Цитата(alexander55 @ Jul 24 2008, 15:04) *
Нет, зависит только от тока двигателя.
Смысл такой, чем выше ток двигателя, тем больше надо подать напряжение на двигатель, чтобы скомпенсировать просадку скорости от нагрузки. Это слабенькая обратная связь.

Другая обратная связь (по напряжению двигателя) снимается с делителя R2-R3-R4. Эта уже главная ОС.

Спасибо! Ваши утверждения многое проясняют.
alexander55
Цитата(sergunas @ Jul 24 2008, 18:39) *
Спасибо! Ваши утверждения многое проясняют.

Когда закончите, сообщите о результатах исследований. smile.gif
sergunas
Цитата(alexander55 @ Jul 25 2008, 08:47) *
Когда закончите, сообщите о результатах исследований. smile.gif

буду пробовать на этих выходных, мне дан последний шанс :-) потом будут обращаться в какой-нибудь спец. сервис
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.