Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Подскажите, как сделать номальнуь светомузыку
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Сайт и форум > В помощь начинающему
Abram
Доброго времени суток.
Вот решил сделать нормальную светомузыку для своей "рок"-группы. первым делом полез в интернет, нашел кое-что, даже парочку хороших схем. Только вот беда, т.к. большинство на терристорах, у всех выходы слабенькие - 100-300 ватт, а мне хотелось где-то на 1 кВт(чтобы повесить 10 лампочек). Решил выход делать на оптосимисторах. Продумал принцип: на входе ЦАП, потом контроллер (предположительно mega16), который делает Z-преобразование и выдает по трем диапазонам частот управляющие сигналы на оптосимисторы. И все хорошо, и через контроллер можно управлять полосой каждого канала, и "рубить" уровень по входу, но вот проблема - нет плавности наростания уровня света! Он либо горит, либо нет, а уровень яркости не регулирует. Хотел сделать регулировку с помощью ШИМ, да вот боюсь, что лампочка больше минуты не протянет. Подскажите, если кто знает, как с этой БЕДОЙ справиться.
mempfis_
Цитата(Abram @ Oct 1 2008, 13:03) *
Доброго времени суток.
Вот решил сделать нормальную светомузыку для своей "рок"-группы. первым делом полез в интернет, нашел кое-что, даже парочку хороших схем. Только вот беда, т.к. большинство на терристорах, у всех выходы слабенькие - 100-300 ватт, а мне хотелось где-то на 1 кВт(чтобы повесить 10 лампочек). Решил выход делать на оптосимисторах. Продумал принцип: на входе ЦАП, потом контроллер (предположительно mega16), который делает Z-преобразование и выдает по трем диапазонам частот управляющие сигналы на оптосимисторы. И все хорошо, и через контроллер можно управлять полосой каждого канала, и "рубить" уровень по входу, но вот проблема - нет плавности наростания уровня света! Он либо горит, либо нет, а уровень яркости не регулирует. Хотел сделать регулировку с помощью ШИМ, да вот боюсь, что лампочка больше минуты не протянет. Подскажите, если кто знает, как с этой БЕДОЙ справиться.


Вы просто подаёте ШИМ на вход симистора и регулируете скважность ШИМ с целью регулировки яркости ламп? Насколько я помню и тиристоры и симисторы при переходе через 0 закрывается и Вы должны фиксировать переходы сетевого напряжения через 0 и зная период сетевого напряжения расчитывать момент открывания симистора. Тогда у вас получится регулировать яркость ламп.
Herz
Цитата(Abram @ Oct 1 2008, 11:03) *
Доброго времени суток.
Вот решил сделать нормальную светомузыку для своей "рок"-группы. первым делом полез в интернет, нашел кое-что, даже парочку хороших схем. Только вот беда, т.к. большинство на терристорах, у всех выходы слабенькие - 100-300 ватт, а мне хотелось где-то на 1 кВт(чтобы повесить 10 лампочек). Решил выход делать на оптосимисторах. Продумал принцип: на входе ЦАП, потом контроллер (предположительно mega16), который делает Z-преобразование и выдает по трем диапазонам частот управляющие сигналы на оптосимисторы. И все хорошо, и через контроллер можно управлять полосой каждого канала, и "рубить" уровень по входу, но вот проблема - нет плавности наростания уровня света! Он либо горит, либо нет, а уровень яркости не регулирует. Хотел сделать регулировку с помощью ШИМ, да вот боюсь, что лампочка больше минуты не протянет. Подскажите, если кто знает, как с этой БЕДОЙ справиться.
Это не БЕДА.
Немного странно, что Вы разбираетесь в таких вещах, как Z-преобразование, но не представляете себе, что такое ШИМ, как управлять тиристорами и как пишется это слово вообще. smile.gif Как же Вы определили, что найденные схемы хорошие?
Чтобы сделать цветомузыку, нужно построить устройство (назовём пока его так), управляющее яркостью свечения лампочек каждого канала в соответствии с уровнем сигнала в выбранной полосе. Придуманный Вами принцип пока этому не соответствует. ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), например, для чего? Простейшая структура устройства такова: предварительный усилитель - фильтры по количеству каналов - компараторы - драйверы - тиристоры. Устройства посложнее реализуют либо ШИМ для управления яркостью, либо линейное регулирование на транзисторах, например. Ещё посложнее - имеют компрессор для согласования динамического диапазона входного сигнала с диапазоном регулировки яркости ламп. Кстати, для динамичной "картинки" рекомендуется использовать сочетания ламп разной мощности, т. к. мощные лампы накаливания "разгораются" и гаснут медленно.
На современной элементной базе построить цветомузыку гораздо проще: можно выполнить и оцифровку входного сигнала, и его фурье-анализ, и компрессию, и реализацию алгоритмов различных световых эффектов на одном хорошем контроллере. А также реализовать ШИМ-управление силовыми ключами. С чего Вы, кстати, решили, что ШИМ повредит лампочке?
rv3dll(lex)
Цитата(Herz @ Oct 1 2008, 14:28) *
С чего Вы, кстати, решили, что ШИМ повредит лампочке?


повредить не повредит а помех добавит изрядно и мерцать будет если по несколько периодов выбрасывать
Dog Pawlowa
Цитата(Abram @ Oct 1 2008, 12:03) *
Подскажите, если кто знает, как с этой БЕДОЙ справиться.

Вы словами то не кидайтесь... Беда ...Нам бы Ваши "беды".

Почитайте литературу повнимательнее - там наверняка есть вывод, сделанный еще в восьмидесятые, о том, что практически любая цветомузыка не привносит никакой позитивной эмоциональной составляющей - она воспринимается как тупо моргающий свет, который раздражает сильно(без компрессии динамического диапазона), или не очень сильно ( с компрессией).

Так что может ничего Вам и не нужно?
Designer56
Так в случае с рок группой и должно сильно раздражать...
Abram
Цитата(Herz @ Oct 1 2008, 13:28) *
Это не БЕДА.
Немного странно, что Вы разбираетесь в таких вещах, как Z-преобразование, но не представляете себе, что такое ШИМ, как управлять тиристорами и как пишется это слово вообще. smile.gif

Согласен, насчет моей грамотности замечание очень верное! laughing.gif
Мне стыдно! blush.gif
Z-преобразование изучал в ВУЗе и , спасибо Преподавателю, что-то запомнил. Но вот опыта маловато в таких вещах, поэтому и спрашиваю (может на Ваш взглят простейшие вещи).
А ШИМ мне кажется повредит лампочке, т.к. она после каждого включения у меня тухнет полностью, а потом снова "зажигается". У нее же есть какой-то ресурс? Я думал еще поставить интегрирующую цепь, чтобы сглаживать. Не подскажете по этому поводу.
И можете, пожалуйста, рассказать подробнее о согласовании динамического диапазона входного сигнала с диапазоном регулировки яркости ламп. Буду очень признателен.
Кстати, всем огромное спасибо за ответы!
MrYuran
Цитата(Abram @ Oct 1 2008, 16:38) *
А ШИМ мне кажется повредит лампочке, т.к. она после каждого включения у меня тухнет полностью, а потом снова "зажигается". У нее же есть какой-то ресурс?

Частота ШИМа должна быть намного выше частоты сети.
Лампочки ничего не почуют, кроме средней мощности.
Но при этом тиристоры уже не подойдут.
С тиристорами обычно применяют метод фазовой регулировки мощности.
Воспользуйтесь поиском , некоторые товарищи дипломы писали по данной теме.
vvvvv
В свое время немало времени потратил на светомузыки.
Результат такой.
Можно фильтровать сигнал, ставить навороченные схемы управления тиристорами. Вообщем много чего можно сделать. Но в итоге все равно не будет она Вас удовлетворять. Втупую, фильтровать или сжимать сигнал, без анализа содержания музыки эта хрень красивого результата не даст.
А анализ мелодий это ближе к искусственному интелекту.
И на микроконтроллере его не сделаешь, нужно нечто помощнее.
Отслеживать типовые пассажи в музыке разных инструментов и к ним выдавать соответствующие световые переходы. Если еще добавить автоматическую смену "наборов световых переходов" в зависимости от темпа, тональности и т.д. Короче задача получается нетривиальная.
А с другой стороны, по другому и быть не может. У человека графическая подсистема анализа одна из самых мощных, и для нее тупая фильтрованная мигалка не пойдет...
Herz
Ну, не всё так мрачно. Кого-то Хэви метал раздражает, к примеру, а кому-то в удовольствие. "Красивость" - тоже понятие субъективное. В 70-80 многие увлекались цветомузыкой и доводилось читать не один трактат о связи зрительного восприятия со слуховым, семи нот с семью цветами, частотным спектром звука и цветовыми тонами... Во всяком случае, на молодёжных вечеринках приставки, даже простенькие, пользовались большой популярностью. Я как-то по молодости сделал цветомузыкальный светильник вроде ночника из матового стеклянного шара (наверняка многие помнят эти плафоны) - создавал вполне интимную и романтическую обстановку. smile.gif Впрочем, это всё лирика...
ШИМ сам по себе для лампочки не вреден, хоть она и имеет конечный ресурс включений. Спираль - весьма инерционное звено и сама является элементом интегратора. О компрессии много писали в литературе того времени, думаю, можно отыскать в сети нужные журналы.
Огурцов
Компрессор - интересная штука. С одной строны ставим фильтры, чтобы сделать уровни сигнала разными, а с другой - пропускаем через компрессор...чтобы разница этих уровней была меньше. Кажется, что это как раз и объясняет, что ничего путного с цветомузыками не получается.

Однако ж, было интересное решение. Сейчас уже не вспомню, как называлась ЦМУ, но была сделана на 4х квадратных фонарях из желто-коричневой пластмассы, размером примерно 100x100x200 со светофильтрами из пленки и пятый, такой же - блок управления. Отлчительной особенностью работы был режим (или один из режимов) бегущих огней на паре ТМ2+ЛП5 под ритм музыки - эффект был намного ярче, чем типовая "цвето-музыка". Т.е. анализировать гораздо интереснее ударные+бас и под них заводить какой-нибудь цветовой рисунок. А срединка и верха - неэффектны.
DpInRock
Лучше сделайте вместо цветомузыки инфразвуковой генератор. Пипл будет в восторге.
А вместо цветомузыки - большую красную лампу.

А чисто практически делать цветомузыку, когда есть рок-группа - глупость.
Объясняю. У вас уже есть разделенный сигнал. У каждого игрока.
Вот каждому музыканту всучиваете прожектор соотв. цвета.
Все равно ногой топает. Пусть по педали, которая яркостью управляет, топает.
Microwatt
Цитата(Designer56 @ Oct 1 2008, 13:45) *
Так в случае с рок группой и должно сильно раздражать...

Ну, рок - не Бетховен.
Десяток списанных светофоров и тинэйджеры будут в восторге.
А вообще-то.. Нужно чем-то одним заниматься профессионально либо гитарой, либо лампочками. В 70-80е в журналах радиолюбительских тема была актуальна. Сносная цветомузыка довольно сложное устройство, несводимое к нескольким тиристорам и лампочкам.
В 80-е в Харькове была мощная группа энтузиастов. Давали концерты классики, оформили громадный фонтан.
Так там очень непростая была аппаратура и отдельно партитура для цветомузыки написана. Это было что-то вроде рояля с несколькими мануалами и ножной педальной клавиатурой на десяток клавиш впридачу. И не просто лампочки за просветным экраном, а проекционная аппаратура. Не только мигание цвета, а плавное развитие неких силуэтов.
Ищите литературу, читайте. Может, через какое-то время поймете проблемы глубже и найдете ответы.
muravei
Выкинте лампочки , возьмите светодиоды, у нас ими мосты ночью подсвечивают. И управляйте ими шимом.
rv3dll(lex)
Цитата(muravei @ Oct 1 2008, 22:13) *
Выкинте лампочки , возьмите светодиоды, у нас ими мосты ночью подсвечивают. И управляйте ими шимом.

выкиньте светодиоды и тиристоры и шим

всё придумано давно
механическое управление створками перегораживающими свет мощных ламп
lks
Цитата(rv3dll(lex) @ Oct 2 2008, 08:39) *
всё придумано давно


Ага. Раньше были такие дисководы в ЕС машинах - там блок головок втягивал магнит приличный.
Можно такое устройство поставить рядом с мощным прожектором киловат так в 20... шторку изготовить из термостойкого фильтра с переменным коэф. пропускания от края к раю - например изменяя толщину.
Самим прожектором через систему зеркал можно будет светить со всех сторон.
Таких каналов нужно будет не менее 4, по октавам - я так думаю...
Ну и поставить предварительную цифровую обработку сигнала на компе.
Компы сейчас дешевые... lol.gif
ASZ
Цитата(vvvvv @ Oct 1 2008, 15:57) *
В свое время немало времени потратил на светомузыки.
Результат такой.
Можно фильтровать сигнал, ставить навороченные схемы управления тиристорами. Вообщем много чего можно сделать. Но в итоге все равно не будет она Вас удовлетворять. Втупую, фильтровать или сжимать сигнал, без анализа содержания музыки эта хрень красивого результата не даст.
А анализ мелодий это ближе к искусственному интелекту.
И на микроконтроллере его не сделаешь, нужно нечто помощнее.
Отслеживать типовые пассажи в музыке разных инструментов и к ним выдавать соответствующие световые переходы. Если еще добавить автоматическую смену "наборов световых переходов" в зависимости от темпа, тональности и т.д. Короче задача получается нетривиальная.
А с другой стороны, по другому и быть не может. У человека графическая подсистема анализа одна из самых мощных, и для нее тупая фильтрованная мигалка не пойдет...

+1.
Задача далеко нетривиальная.
Существующие схемы - просто мигалки, более-менее обрабатывающие сигнал.
В лучшем случае имитация, как в медиаплейере.
rv3dll(lex)
Цитата(lks @ Oct 2 2008, 09:25) *
Ага. Раньше были такие дисководы в ЕС машинах -


это было сделано очень просто - журналы радио 70тых годов
на стрелку большого амперметра ставился светофильтр 2х цветов цветной и синий и так для каждого канала
синий - канал фона
lks
Цитата(rv3dll(lex) @ Oct 2 2008, 09:51) *
это было сделано очень просто - журналы радио 70тых годов
на стрелку большого амперметра ставился светофильтр 2х цветов цветной и синий и так для каждого канала
синий - канал фона


Да, еще раньше какой то завод выпускал нечто подобное - со шторками.
Только механика - это не рентабельно.
Рентабельно - это тиристор и фильтр для него на паре кондюков и резюке... ;)
Herz
Цитата(Огурцов @ Oct 1 2008, 16:53) *
Компрессор - интересная штука. С одной строны ставим фильтры, чтобы сделать уровни сигнала разными, а с другой - пропускаем через компрессор...чтобы разница этих уровней была меньше. Кажется, что это как раз и объясняет, что ничего путного с цветомузыками не получается.
Фильтры - для того, чтобы разделить сигнал на частотные составляющие, а компрессор - для сужения диапазона амплитуд. Так что никакого противоречия здесь нет. А "путного" скорее всего не получается оттого, что большинство поделок были крайне примитивными, как и квалификация тех, кто эти схемы повторял.
Цитата(ASZ @ Oct 2 2008, 07:39) *
+1.
Задача далеко нетривиальная.
Существующие схемы - просто мигалки, более-менее обрабатывающие сигнал.
В лучшем случае имитация, как в медиаплейере.

-1.
Не понимаю, с чего набросились на человека? Автор, скорее всего, и не рассчитывал на создание медийного шедевра вроде фонтана цветомузыки в парке Шевченко г.Харькова 80-х годов. Что значит Задача далеко нетривиальная ? Управлять яркостью лампочек уровнем звукового сигнала? Не вижу никаких проблем. Пока иных задач и не ставилось.
Огурцов
Цитата(Herz @ Oct 2 2008, 09:46) *
А "путного" скорее всего не получается оттого, что большинство поделок были крайне примитивными, как и квалификация тех, кто эти схемы повторял.

У нас, наверно, разные критерии. Ну моргало оно, даже в такт иногда попадало. Но это совершенно не сравнимо с созданием специального рисунка, типо отдельной партии для света/цвета. Посмотрите какой-нибудь винамп (я специально свою прогу писал эквалайзер-индикатор-спектроанализатор) - движение линеек неинтересное, а ведь софтовые возможности по фильтрации горзадо выше, чем в электронных "примитивных поделках".
Так что: хороший генератор, синхронизирующийся со звуком и автомат случайных? световых эффетов, подключенный к нему - вот что я бы сейчас избрал, в случае необходимости.
Herz
Цитата(Огурцов @ Oct 2 2008, 12:07) *
У нас, наверно, разные критерии. Ну моргало оно, даже в такт иногда попадало. Но это совершенно не сравнимо с созданием специального рисунка, типо отдельной партии для света/цвета. Посмотрите какой-нибудь винамп (я специально свою прогу писал эквалайзер-индикатор-спектроанализатор) - движение линеек неинтересное, а ведь софтовые возможности по фильтрации горзадо выше, чем в электронных "примитивных поделках".
Так что: хороший генератор, синхронизирующийся со звуком и автомат случайных? световых эффетов, подключенный к нему - вот что я бы сейчас избрал, в случае необходимости.

Тогда вам нужен WMP. Там визуализация как раз по этому принципу. smile.gif
А вообще, почему оно должно быть сравнимо - вот чего не пойму.
Огурцов
Цитата(Herz @ Oct 2 2008, 10:14) *
Тогда вам нужен WMP

Мне, наверно, не нужен. Хотя, что это ?

Цитата(Herz @ Oct 2 2008, 10:14) *
А вообще, почему оно должно быть сравнимо

Потому что решать задачи DSP (3 канала, фильтры 2го-3го порядка + компрессия) на меге, особенно для начинающего - не самое лучшее занятие. А вот построить автомат случайных световых эффектов с синхронизацией от музычки может и получиться, и, главное, смотреться будет не хуже, а, думаю, гораздо лучше.
Uree
Естественно лучше. Классические "цветомузыки" уже считай не применяются. А если речь о группе, то есть вообще отдельный человек - оператор света. И никакими фильтрами-компрессорами там и не пахнет.
Максим Зиновьев
Выкиньте всё и управляйте 1ВМ РС проектором/ами DLP. Там створки уже есть - наностворки 07.gif
Herz
Цитата(Огурцов @ Oct 2 2008, 12:26) *
Мне, наверно, не нужен. Хотя, что это ?
Windows Media Player. На случай необходимости.
Цитата
Потому что решать задачи DSP (3 канала, фильтры 2го-3го порядка + компрессия) на меге, особенно для начинающего - не самое лучшее занятие. А вот построить автомат случайных световых эффектов с синхронизацией от музычки может и получиться, и, главное, смотреться будет не хуже, а, думаю, гораздо лучше.

Не соглашусь. Пользы, ИМХО, будет больше, особенно для начинающего. А как смотреться будет - тоже вопрос неоднозначный. Во всяком случае, дописать к математике обработки сигнала алгоритмы (нескольких) эффектов - уже дело нехитрое.
INT1
Об пионерах, первых попытках "визуализации" музыки, и smile.gif, философских аспектах:
http://www.otkakva.ru/archiv/10/index1.htm
from:"Скрябин заканчивал в то время (1910 г.) симфоническую поэму "Прометей", в которую впервые в мировой практике самим композитором было включено в партитуру световое сопровождение."
Огурцов
Цитата(Herz @ Oct 2 2008, 12:13) *
Пользы, ИМХО, будет больше, особенно для начинающего.

Тогда начать с автомата световых эффектов, отработать на нем управление тиристорами. Затем добавить синхронизацию генератора с музычкой, а затем уж фильтры.
http://www.atmel.com/dyn/products/app_note...p?family_id=607 AVR223 - Digital Filters with AVR.
LCD
Цитата(lks @ Oct 2 2008, 09:25) *
Ага. Раньше были такие дисководы в ЕС машинах - там блок головок втягивал магнит приличный.

Тогда, если делать девайс по такому принципу, то будет проще распотрошить неисправные винчестеры. Начиная где-то с конца 80-х для перемещения между дорожками там ставят катушку с таким же принципом, как в динамиках: чем больше подать - тем дальше отъезжает.
lks
Цитата(LCD @ Oct 2 2008, 20:38) *
Тогда, если делать девайс по такому принципу, то будет проще распотрошить неисправные винчестеры. Начиная где-то с конца 80-х для перемещения между дорожками там ставят катушку с таким же принципом, как в динамиках: чем больше подать - тем дальше отъезжает.


В тех дисководах магнит был с руку толщиной, а в винчестерах катушечка толщиной 2 мм.
Нужно что-то очень быстройдействующее и мощное - для механического варианта.
Хотя я на другом форуме (на аналогичный вопрос) уже предлагал поставить десяток- другой обычных ламп. Включение их в определенной последовательности будет сильно менять мощность света и температура и сответственно спектр будут в норме. wink.gif
LCD
Регулятора из винчестера хватит, думаю, для 300-500 ваттной лампочки. А если ставить мощные прожектора, то тогда придется придумывать что-нибудь мощнее...
Хотя, как уже сказали, если прикрутить к каждому музыканту по выключателю или посадить отдельного человека за пульт - будет интереснее, т.к. это концерт, а не воспроизведение записи smile.gif
DpInRock
Причем у каждого музыканта поставить 3 педали. Чтоб еще и цвет сам выбирал.
Разумеется, прикрутить еще микроконтроллер. Чтоб музыкант ноги себе не сломал.
Типа лампа зажигается от наличия звука. А яркость и порог выбирает музыкант.
А порог вообще можно сделать адаптивным. Тогда - только яркость.
Ну и яркость можно сделать адаптивной. Тогда - просто играй себе.

Ну а на само деле, как тут уже говорили - просто пишется в писюке прога, которая управляет прожекторами.
Под каждую композицию - своя партитура. Токо придмать чем синхронизировать. Но это - ерунда...

Тогда будет прям как у настоящих DeepPurple или Uriah Heep. У них на концертах лампочек чуток совсем. Типа, не в лампочках суть.
Лампочки токо электроэнергию переводят драгоценную.
SysRq
bash.org.ru/quote/398719
Цитата
захожу в сельский клуб в глубинке. в углу еле ворчит старенький магнитофон, убогая бабулька меняет диски. по периметру натянута гирлянда из цветных лампочек (типа светомузыка-хэнд-мэйд). но, что удивительно, гирлянда мигает четко в ритм музыке. выясняю в чем дело: на колонке на резиновой подложке лежат два оголенных провода. но один приклеен изолентой намертво, а другой болтается. от басов незакрепленный провод подпрыгивает и контакт разъединяется, лампочки гаснут. занавес.
chert_kol
Вопрос светомузыкального сопровождения не такой простой и глупый...
Корпорация Sony тратит кучу средств и времени на распознание музыкальных инструментов.... пытаются сделать уникальную светомузыку...

Я знаю состоятельного человека, который готов потратить огромную суму денег на покупку устройство который визуализирует музыкальное произведение...

А лет через 50 инженеры будут биться на проблемой запахов...
Herz
Цитата(chert_kol @ Feb 1 2009, 20:17) *
Я знаю состоятельного человека, который готов потратить огромную суму денег на покупку устройство который визуализирует музыкальное произведение...
Давайте его сюда! biggrin.gif
Цитата
А лет через 50 инженеры будут биться на проблемой запахов...

Уже бьются... Наверное, уже лет 50 как, а то и поболее...
chert_kol
Цитата(Herz @ Feb 1 2009, 23:48) *
Давайте его сюда! biggrin.gif


Не все так просто, человек хочет что бы ЦМУ распозновала и выделяла из музыкального произведения отдельный инструмент, вернее раскладывало музыку на инструменты...




Цитата(Herz @ Feb 1 2009, 23:48) *
Уже бьются... Наверное, уже лет 50 как, а то и поболее...


Значит появление телевизора с генератором запахов не загарами...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.