Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Нужна консультация по свинцовым аккумуляторам
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Силовая Электроника - Power Electronics > Первичные и Вторичные Химические Источники Питания
PCBExp
используем контроллер зарядки BQ24702 от Texas Instruments. Аккумулятор свинцовый вот такой - http://www.csb-battery.com/upfiles/dow01231554413.pdf
Заряжать мы его собираемся до 13.8 - это получается если 6 банок по 2.3V каждая. Потом напряжение от сети пропадает и начинается работа от аккумулятора. При 1.75*6=10.5V его вообще отключать надо - чтобы не убить. А есть ли какие рекомендации при каком напряжении его надо начинать подзаряжать - когда сетевая напруга появится?
PIC_Embedder
Цитата(PCBExp @ Jan 28 2009, 16:34) *
А есть ли какие рекомендации при каком напряжении его надо начинать подзаряжать - когда сетевая напруга появится?

При любом. Как появится сетевое напряжение, так сразу и заряжать.
Microwatt
Заряжать всегда, при малейшей возможности. И всегда держать под этими 13.8 вольта.
muravei
Цитата(PCBExp @ Jan 28 2009, 16:34) *
Заряжать мы его собираемся до 13.8

При таком напряжении он зарядится только на 60-80%
Microwatt
Цитата(muravei @ Jan 29 2009, 21:53) *
При таком напряжении он зарядится только на 60-80%

Вроде бы, изготовители рекомендуют при работе в режиме буферной (дежурной) батареи именно 13.8.
Другое дело, если аккумулятор циклируется (зарядил - взял на рыбалку, подразрядил - приехал- поставил на зарядку). Тогда заряд ведут до 14.0-14.2.
Такой же усиленный заряд полезно делать 1-2 раза в год и для батарей, работающих в буферном режиме.
Rst7
Цитата
При таком напряжении он зарядится только на 60-80%


При сертификационных испытаниях наших приборов пришлось перепробовать несколько производителей батарей. В принципе, 14.0В при н.у. за 24 часа обеспечивают 100% заряд (по C/20) вменяемых батарей, например YUASA. Китай пролетает нафиг.

Несколько слов про методику (стандартная методика проверки EN54 часть 4). Предварительно батареи были разряжены до 10.5В током C/20 . Потом поставленны на заряд испытуемым источником. После заряда батареи в течении 24 часов опять были разряжены током C/20 до 10.5В и измерено время разряда. Если все хорошо (в комплексе источник-батарея), то это время должно быть больше 20 часов.

PS... Блин... Что-то сомнение в качестве моей памяти закралось - а вот 24 или 48 часов заряжали... Буду на работе, гляну в стандарт, уточню. Если, конечно, это кого-нибудь интересует wink.gif
tyro
Цитата(PCBExp @ Jan 28 2009, 16:34) *
Аккумулятор свинцовый вот такой - http://www.csb-battery.com/upfiles/dow01231554413.pdf
Заряжать мы его собираемся до 13.8 - это получается если 6 банок по 2.3V каждая. Потом напряжение от сети пропадает и начинается работа от аккумулятора. При 1.75*6=10.5V его вообще отключать надо - чтобы не убить. А есть ли какие рекомендации при каком напряжении его надо начинать подзаряжать - когда сетевая напруга появится?

Судя по вашему описанию, аккумулятор является резервным источником питания. В этом случае он всегда должен быть подключен "на заряд" "постоянным напряжением" с ограничением по току. Читая прикрепленное описание видим, что величина зарядного напряжения равна 2.275в*3 = 6.825 вольта на аккумулятор. Ограничение по зарядному току - максимум 0.3С, но лучше зделать поменьше - 0.1С (Зависит в том числе от того, с какой "скоростью " Вам надо востановить полный заряд аккумулятора) smile.gif .
В общем смотрите нижнюю левую таблицу в прикрепленном файле. smile.gif
PIC_Embedder
Цитата(Rst7 @ Jan 29 2009, 23:19) *
PS... Блин... Что-то сомнение в качестве моей памяти закралось - а вот 24 или 48 часов заряжали... Буду на работе, гляну в стандарт, уточню. Если, конечно, это кого-нибудь интересует wink.gif

Насколько я помню, на 24 часа, аккумулятор должен зарядится минимум на 80%. За 48 часов, уже на 100%.
Microwatt
Цитата(PIC_Embedder @ Jan 30 2009, 20:25) *
Насколько я помню, на 24 часа, аккумулятор должен зарядится минимум на 80%. За 48 часов, уже на 100%.

10 часов - 100%
muravei
Цитата(Microwatt @ Jan 29 2009, 22:23) *
в режиме буферной (дежурной) батареи именно 13.8.

Именно буферной. Под таким напряжением она может пребывать сколь угодно долго.
Но чтобы зарядить разряженную батарею нужен некоторый алгоритм. Упрошенно:
Заряжаете током 0.1-02С от напряжения 14,5 в при 25 градусах , после уменьшения тока на порядок( и достижения этого напряжения) , переходите на 13,8.При других градусах, напряжения будут -другие.
ludmila-1
В EN-54 говорится, что зарядное устройство должно зарядить аккумулятор за 24 часа на 90%, а за следующие 48 часов добрать до 100%, при этом величина зарядного тока не оговаривается.
PS Напряжение заряда (13,6-13,8)В
Rst7
Цитата
В EN-54 говорится, что зарядное устройство должно зарядить аккумулятор за 24 часа на 90%, а за следующие 48 часов добрать до 100%,


Говорится-то оно говорится, только методики проверки этого дела нет. Есть только методика проверки, описанная мною выше.
Gunner
Цитата(Rst7 @ Jan 30 2009, 00:19) *
При сертификационных испытаниях наших приборов пришлось перепробовать несколько производителей батарей. В принципе, 14.0В при н.у. за 24 часа обеспечивают 100% заряд (по C/20) вменяемых батарей, например YUASA. Китай пролетает нафиг.

Несколько слов про методику (стандартная методика проверки EN54 часть 4). Предварительно батареи были разряжены до 10.5В током C/20 . Потом поставленны на заряд испытуемым источником. После заряда батареи в течении 24 часов опять были разряжены током C/20 до 10.5В и измерено время разряда. Если все хорошо (в комплексе источник-батарея), то это время должно быть больше 20 часов.

PS... Блин... Что-то сомнение в качестве моей памяти закралось - а вот 24 или 48 часов заряжали... Буду на работе, гляну в стандарт, уточню. Если, конечно, это кого-нибудь интересует wink.gif


Если нетрудно, подскажите при каком напряжении надо отключать нагрузку от АКБ (SLA), чтобы недопустить губительного разряда? Может есть пример такой защиты. Буду очень признателен.
muravei
Цитата(Gunner @ Feb 3 2009, 17:15) *
Если нетрудно, подскажите при каком напряжении надо отключать нагрузку от АКБ (SLA), чтобы недопустить губительного разряда? Может есть пример такой защиты. Буду очень признателен.

Обычно 10,5в . Но с увеличением разрядного тока(уменьшении времени разряда) напряжение может быть уменьшено(см. ДШ)

Про зарядку.
syoma
Цитата(PCBExp @ Jan 28 2009, 16:34) *
используем контроллер зарядки BQ24702 от Texas Instruments. Аккумулятор свинцовый вот такой - http://www.csb-battery.com/upfiles/dow01231554413.pdf
Заряжать мы его собираемся до 13.8 - это получается если 6 банок по 2.3V каждая. Потом напряжение от сети пропадает и начинается работа от аккумулятора. При 1.75*6=10.5V его вообще отключать надо - чтобы не убить. А есть ли какие рекомендации при каком напряжении его надо начинать подзаряжать - когда сетевая напруга появится?

Классный вы аккумулятор взяли - Tраб 25+-3° - конечно там нет одной очень важной характеристики - зарядное напряжение прилично зависит от температуры - если при 25° вы дадите 13,8В то при 0° ваши 13,8В не дозарядят аккумулятор весьма прилично. А при 40° - перезарядят.
Почитайте вот это http://www.fiamm-spb.ru/ru/attach_file/M_FG.pdf
А вариант схемы защиты от переразряда я такой сделал: http://electronix.ru/forum/index.php?act=a...st&id=21015
Rst7
Цитата
А вариант схемы защиты от переразряда я такой сделал:


+1. Для рассыпных вариантов без микроконтроллера именно такой и применяю.

PS Только без подстроечных резисторов, а с однопроцентными постоянными.
orthodox
Что-то никто не упомянул про такой способ зарядки:
Постоянным током (0.1С, как обычно) до достижения 14.5 V как в циклическом заряде, после выхода на это напряжение продолжаем контролировать ток, после его падения , скажем, до 0.1 от зарядного (зависит в общем от осторожности - аккумулятор с утечкой может и не выйти на столь малый ток, но такие ведь и менять нужно smile.gif) - ме-е-е-еедленно переводим напряжение на 13.6 или ниже - напряжение поддержания заряда. Стэндбай, так скть. Главное - не переводить быстро, а то блок в перезапуск уйдет - аккумулятор довольно медленно сползает на низкое напряжение. Так что или задержать его переключение после достижения порога тока минут на 5 - или опускать за секунд 30-60 ,как кому нравится... Схемное решение обойдется центов 5-10, если датчик тока на вторичной стороне...И если используется TL431, что обычно и бывает...


PS термокомпенсация - тоже хорошая вещь. Но это решение несколько сглаживает проблему... Судя по надписям на корпусе АКБ, изготовители на такое и рассчитывают...
Praktik84
Тут одному заказчику сделал устройство
сеть - зарядное устройство (ограничение тока на уровне 7-8 ампер, ограничение напряжения 14,6В) -АКБ свинцовая гелевая 34 АЧ 12В - преобразователь 12\5В - нагрузка 5В 3А
(все в очень ограниченном габарите)
------------------------------------------------------------
электричество подается строго дозировано, по 4 часа в сутки..
нагрузка подключена постоянно - потребляет 3 ампера при 5 вольтах
(по 12 вольтах порядка 1,3 ампера)
-----------------------------------------------------------
(ги.. оно еще и при 30 градусах мороза работать
но электричества дадут больше 8 часов )
предупреждал что при таком режиме заряда все будет плохо.. или очень плохо.. а на морозе вообще песец!!! но заказчик сказал -делай!!
Но теперь жалуется что батарея не заряжается за 4 часа и требует повысить зарядный ток...
Зарядный ток повысить не могу - 8 ампер это уже предел по теплу для блока питания...
но все же думаю что зарядить полностью АКБ за 4 часа невозможно.. и такой режим (розряд МАЛЫМ током а заряд БОЛЬШИМ) очень очень скоро убьет АКБ
Кто чего скажет? Нужны мнения
HARMHARM
Цитата(Praktik84 @ Apr 24 2009, 13:56) *
Кто чего скажет? Нужны мнения

Это называется циклический режим эксплуатации. Аккумуляторы в пассажирских ж/д вагонах только так и работают. Емкость теряют быстро. Гелевые медленнее.
Для сравнения - АКБ 350А/ч, зарядный ток 50 А. Иногда делают 70А, заряжается лучше, дохнет быстрее.
Сутки 15 А может выдержать (по аналогии 34 АЧ 1,5А до преобразователя), если заряжена хорошо и новая (не знаю, хватит ли 4 часа - по идее должно хватить). Через год - уже не выдержит.
Варварский режим, конечно. Вам стоит увеличить емкость батареи и зарядный ток... Хотя Вы говорите что не получится... Как вариант - поставить две батареи последовательно, на 24В.
При температуре ниже минус 10 зарядное напряжение - 2.46 в на банку, при плюс 20 градусах - 2.35, линейная функция. Величина зависит от температуры (чтоб не кипел электролит), от напряжения зависит скорость заряда. Для VRLA допустимые значения напряжения заряда могут быть меньше, надо читать описание...
Microwatt
Цитата(HARMHARM @ Apr 24 2009, 14:24) *
Это называется циклический режим эксплуатации. Аккумуляторы в пассажирских ж/д вагонах только так и работают. Емкость теряют быстро. Гелевые медленнее.
получится... Как вариант - поставить две батареи последовательно, на 24В.
...

Несколько неожиданная рекомендация по 24вольтам.
Как ни хитри, а если аккумулятор не на три дня, то заряжать его током более 0.1С не годится. Короче, быстрее 8-10 часов он не зарядится.
Потому, если подвод энергии 4 часа в сутки, то за это время он должен получать заряд на остальные 20 часов автономной работы. И за это время не должен разрядиться более, чем процентов на 40.
Емкость наращивать надо, а не напряжение. И зарядный ток должен быть раз в 7 выше, чем нагрузочный.
HARMHARM
Просто раз нет возможности увеличить ток источника, можно увеличить напряжение... При этом разрядный ток будет меньше. smile.gif
Максимальный зарядный ток ограничен блоком питания, а текущий зарядный ток - состоянием аккумулятора. Во-первых, ток в 7 раз выше разрядного 1,5 А это 10 А, что есть 0,3С. Такой ток возьмет только глубоко разряженый аккумулятор, при этом может и вскипеть... Хотя для VRLA макс. зарядный ток и есть 0,3 С.
Microwatt
Цитата(HARMHARM @ Apr 24 2009, 15:40) *
Просто раз нет возможности увеличить ток источника, можно увеличить напряжение... При этом разрядный ток будет меньше. smile.gif
Максимальный зарядный ток ограничен блоком питания, а текущий зарядный ток - состоянием аккумулятора. Во-первых, ток в 7 раз выше разрядного 1,5 А это 10 А, что есть 0,3С. Такой ток возьмет только глубоко разряженый аккумулятор, при этом может и вскипеть... Хотя для VRLA макс. зарядный ток и есть 0,3 С.

Не будем смешивать разрядный ток нагрузки и максимальный разрядный ток аккумулятора. Разрядный ток в "С" тут мерять не нужно. А если уж измерять в "С", тогда за 4 часа аккумулятор получит 0.4С максимум и этого должно хватить на 20 часов. Отсюда, разрядный может быть не более 0.4/20=0.08С. Это еще нужно учесть, что при заряде зарядник питает нагрузку и заряжает аккумулятор.
Если зарядник 8 ампер максимум, а разрядный ток 1.5 ампера, то задача неразрешима. за 4 часа можно отдать в аккумулятор (8-1.5) х4=26Ач. Этого хватит очень грубо на 17 часов автономной работы, но не на 20. Источник для зарядки нужно умощнять процентов на 20, до 10 ампер (140 ватт). Аккумулятор должен быть емкостью 50-60Ач минимум. Иначе, в него 7.0 -7.5 ампер при зарядке не втолкнуть.
Повышать напряжение? А что, источник равной мощности на 24 вольта греется в два раза меньше, чем 12-вольтовый? Нет, конечно. КПД у него будет немного выше, но не в разы, а в проценты.
Praktik84
нет.. макс ток заряда ограничен тепловым режимом ЗУ сделанного на ТОР249, и только применив более мощные радиаторы можно снять нужный ток..
а перейти к 24 вольтам - это поможет чуток уменьшить нагрев выходного диода..
емкость увеличивать заказчик не считает нужным (да и физически это не возможно,у него там ограничение по габариту) а вот с зарядным придется морочится мне...
только вот здается что не возьмет батарея на 34АЧ (2*17АЧ) зарядный ток выше чем 6 -7 ампер...
и более чем на 60-70 процентов не зарядится за 4 часа как не крути
Microwatt
Цитата(Praktik84 @ Apr 24 2009, 18:52) *
только вот здается что не возьмет батарея на 34АЧ (2*17АЧ) зарядный ток выше чем 6 -7 ампер...
и более чем на 60-70 процентов не зарядится за 4 часа как не крути

4 ампера - красная цена. Больше - угробите батарею весьма быстро.
Нужно стремиться не за 4 часа батарею зарядить (это невозможно в принципе) , а поставить батарею такой емкости, чтобы за 4 часа запасать в ней необходимую энергию, не насилуя батарею. Оценку потребной емкости я давал выше.
Praktik84
Микроват спасибо что пояснили biggrin.gif ... так и думал.. не новичек в теме ведь... но заряжатся за 4 часа не приходилось...
батарея новая туда не влезет по размеру..там все жестко...
заказчик напирает "увеличь ток заряда!!! maniac.gif "
мне б ссылку на документик более менее официальный, де будет написано что батарея не зарядится за 4 часа на 100 процентов.. help.gif
А то заказчик заставит делать более мощную зарядку, а денег потом не отдаст...
скажет ""результата то нету, батарея за 4 часа не заряжается""
так как цель не будет достигнута... денег не будет.. twak.gif
важно ему сейчас обьяснить что так как он хочет не выйдет.. 01.gif и забрать хоть половину сумы за проделанную работу
ибо времени страдать лажей нету у меня...
а вначале он был предупрежден о возможных траблах 1111493779.gif
единственный видимый мною выход - это подключение к устройству вместо эквивалента, реальной нагрузки... которая ,возможно, будет жрать меньше чем 3 ампера
Microwatt
Не могу никак пояснить. Задача не в том, чтобы зарядить батарею за 4 часа на 100%. Это заведомо невозможно и, даже если бы было возможно, энергии полностью заряженной батареи не хватит на 20 часов автономной работы. Максимум - на 16-17. Батарея мала.
Это же достаточно простая штука. Замените батарею баком для воды, зарядный и разрядный токи - трубами. Получите детское "в одну трубу вливается, в другую выливается". При этом нужно помнить, что входное отверстие в любом баке таково, что наполнить его можно только за 10 часов.
Пусть нагрузка - расход 1 кубометра в час. Наполняющий насос может работать только четыре часа в сутки.
Вот и определите какой минимальной емкости нужен бак и какой приток воды нужен от подающего насоса.
А про заряд 0.1С - в любом учебнике по химисточникам. Погуглите свинцовый аккумулятор. Самое толковое описание любой техники - наставление для сержантов Советской Армии 50-х годов.
Строго говоря, аккумулятор кратковременно можно заряжать и очень большим током. Идеальный заряд - по токовой экспоненте, когда ток заряда равен недостающему заряду в ампер-часах. Но это дает выигрыш во времени процентов на 25-30 и режим этот довольно трудно организовать. Ошибки приводят к разогреву и закипанию (электролизу, а не буквально кипению) электролита. Потому - 0.1С и десять часов!
Praktik84
smile.gif Микроват beer.gif - да понимаю все.. a14.gif в альтернативной энергетике немного работал и с автомобильними АКБ возился достаточно ...
и на уровне горазда более серйозном чем "наставление для сержантов Советской Армии 50-х годов."
но были сомнения по поводу 4 часовой зарядки... ну мало ли...думал, что может я чегото и не знаю lol.gif
что может и можно зарядить современную АКБ за 4 часа...технологии то движутся вперед... yeah.gif
от и зашел на форум спросить...
просто нужна жеская ссылка на более мене официальный документ где будет написано "за 4 часа зарядить низзя!!! и точка"
а заказчик тычет в мордуkrapula.gif параметром -Initial current: 5A max.. и говорит давай !!:maniac:
http://www.csb-battery.com/english/01_prod...id=5&pid=13
ну что ему скажеш? а батарею большую низзя.. там габарит ящика огрничен строго..

.
Microwatt
Praktic, добили.
Ладно, берем Варыгаев и др."Химические источники тока" М, ВШ.1990. стр 72.
Там сказано об ускоренных методах заряда. Идеальный, теоретический.
I=Iн * е ^ (-a *tau)
где Iн - начальный ток заряда, a - отношение Iн к емкости аккумулятора, tau - продолжительность заряда.
это заряд экспоненциальным током, о чем я говорил выше.
Так вот, при а=1 время заряда 3 часа. зарядите за три часа при стартовом токе сколько там он у Вас? 18ампер? не помню емкость батареи. Сгенерируйте экспоненту и интегратор прошедшего в аккумулятор тока.
Можно и более примитивно, начать с 0.5С, как только достигнете 12.8вольта - 0.25С, после 13 вольт -0.1 с Часов за шесть вложитесь. Дело в том, что половину времени заряда напряжение растет именно выше этих 13 вольт. До этого времени можно и большие токи, больше 0.1С, но после - нельзя. В итоге, выигрыш по времени получается не таким уж большим. А установленную мощность зарядного при этом нужно иметь чуть ли не 10-кратную.
Praktik84
Микроват - ну извините rolleyes.gif не хотел "добивать до ручки"... неужто Вы и вправду думали что понятия не имею об АКБ? bb-offtopic.gif
за ссылку отдельное спасибо! biggrin.gif
Microwatt
Цитата(Praktik84 @ Apr 25 2009, 20:48) *
Микроват - ну извините rolleyes.gif не хотел "добивать до ручки"... неужто Вы и вправду думали что понятия не имею об АКБ? bb-offtopic.gif
за ссылку отдельное спасибо! biggrin.gif

Да нет, я не о том.
Заказчик должен верить специалисту на слово. Если ему говорят: нельзя родить ребенка за 4 часа, сколько не увеличивай питание мамаши, значит так оно и есть.
А Ваш все требует конспект лекций по гинекологии. Я таким сразу предлагаю рожать самостоятельно или в фирменной больнице за бугром.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.