Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Электроника в автомобиле
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Сайт и форум > В помощь начинающему
Воитель
Здравствуйте. Хочу немного попрограмить в машине. Ну а для этого надо как-то подать на микроконтроллер стабилизированных 5V, а имеются 12V с большими скачками.
Проэксперементировал схему 12V->стабилизатор напряжения:7805->конденсатор электролетический: 100мкф-> конденсатор керамический->0.1мкф->ATmega16
Сгорела при испытании в машине(дома на столе всё работало), а точнее сгорел стабилизатор напряжения и мк сильно глючить стал, видимо кварц подпортился.
Добрые люди дали схему подключения через транзистор, данная схема применяется в автомагнитоле "Пионер" -схема посложнее чем моя предыдущая и не совсем разобрался в именовании деталей, например резистор "10K"-это я понимаю как 10КОм, а вот резистор "0R0" ?
Да и надеясь что стабилизаторы напряжения типа 7805 не зря существуют.
Сейчас буду опробовать систему:
12V->конденсатор электролетический: 470мкф->конденсатор керамический->0.1мкф->стабилизатор напряжения:7805->конденсатор электролетический: 100мкф-> конденсатор керамический->0.1мкф->ATmega16

Но хотелось бы знать как это делается по уму и полагаясь на опыт?
proxi
дык уже обсуждалось не однократно, что борт сеть имеет скачки( стандарты на сей счет есть) 150-300В и что любая электроника работавшая на столе там попросту сгорает, нужно трансил диод на 18 Вольт и дроссель последовательно и будет счастье...
Microwatt
Электролитический. У них еще и рабочее напряжение есть. 0R0- провод, перемычка.
А вообще, бортсеть автомобиля - не для эмбеддеров. Там бывают такие выбросы напряжения, что просто 7805 не спасет.
Воитель
А схемами не поделитесь?
Ведь могу что-нибудь напутать, а так не охота сжикать мк.

Мне рекомендовали именно вот эту схему, помогите в ней доразобраться.
Не понятно с названиями элементов.
Воитель
Так не старался ни чего найти могу.
Отдельно стабилизаторов вообще нет и уж тем более менее походящих для авто.
Воитель
Вот это нашёл, но там же написано, что эта схема не совсем правильна
rezident
Воитель, на форуме есть специальный раздел АВТО электроника. Ваши проблемы там обсуждались неоднократно. Вот навскидку два топика со схожей тематикой по проблемам с питанием
http://electronix.ru/forum/index.php?showtopic=60306
http://electronix.ru/forum/index.php?showtopic=31890
Rom20
Цитата(Воитель @ Feb 20 2010, 00:59) *
Вот это нашёл, но там же написано, что эта схема не совсем правильна

попробуйте импульсный стабилизато MC34063 он держит на входе до 40В а на выходе выдает стабильное напряжение которое зададите сами у друга в машине стоит нет ни каки проблем
sigmaN
Даже применение транзисторов допускающих 100В "на входе" не позволяет говорить о надежности без дополнительных защитных диодов ибо раз в год там бывает не 100 а 150 - 200 smile.gif

Живой пример: тахометр НИВА, где стаб собран на транзисторе(кажется КТ какой-то там 17В) и стабилитроне. Так вот нет нет, да и горит всё это дело! Прибивает транзистор и горит потом таймер(555).
Это я уже на практике знаю. Другу когда делали, занялись доработкой и по форумам походили.
И даже ГОСТ тогда качнули. Честно говоря удивился немного, какие там сюрпризы бегают по проводке авто smile.gif
Microwatt
Цитата(sigmaN @ Feb 21 2010, 03:39) *
Даже применение транзисторов допускающих 100В "на входе" не позволяет говорить о надежности без дополнительных защитных диодов ибо раз в год там бывает не 100 а 150 - 200 smile.gif

И даже ГОСТ тогда качнули. Честно говоря удивился немного, какие там сюрпризы бегают по проводке авто smile.gif

Да. Де-то так.
В этом деле, как и в большинстве дел, разбираться подробно надо, а не искать "готовую схему".
proxi
ответ уже дан... вспоминается советский автопром и магнитола Гродно, пообщавштсь с конструктором он посетовал на авто и сказал,
что ввел транзистор в схему защиты, на тот момент КТ819Г, с пробивным напряжением под 100В, типо при пробивании которого гарантия на магнитолу терялась, типо ремонтируй сам свою машину....хотели навязать автопрому источник типа прикурка уже с защитой а воз и ныне там...
rezident
Цитата(sigmaN @ Feb 21 2010, 05:39) *
Даже применение транзисторов допускающих 100В "на входе" не позволяет говорить о надежности без дополнительных защитных диодов ибо раз в год там бывает не 100 а 150 - 200 smile.gif
И не раз в год может быть, а в любой момент, если вдруг генератор без аккумулятора в бортовой сети останется.
sigmaN
Ну про раз в год то было типа как с кочергой, которая стреляет smile.gif

Кстати говоря, лучше цеплять свой девайс отдельными проводами прямо на клемы аккума(если это разовая поделка и делается чисто для себя). Дело в том, что кроме случая когда генератор остаётся без аккумулятора, есть ещё скачки спровоцированные индуктивными нагрузками(электродвигатели во главе со стартером). Также генератор и реле зарядки может брыкаться по разному. Подключая девайс поближе к аккумулятору можно свести к минимуму большинство этих проблем и может даже повезет и первое время ничего не сгорит wink.gif
Алекс1981
Цитата(Rom20 @ Feb 20 2010, 18:12) *
попробуйте импульсный стабилизато MC34063 он держит на входе до 40В а на выходе выдает стабильное напряжение которое зададите сами у друга в машине стоит нет ни каки проблем


Импульсный стабилизато MC34063 очень не любит всякие помехи и скачки - сам лично эксперименты проводил - горит враз!
Microwatt
Цитата(Алекс1981 @ Feb 21 2010, 21:43) *
Импульсный стабилизато MC34063 очень не любит всякие помехи и скачки - сам лично эксперименты проводил - горит враз!

Включать правильно надо. И до включения расчеты делать. Не только уметь вслух читать даташит, но и понимать смысл прочитанного.
Микросхема древняя, похоже чуть не Ваша ровесница. А долгожтели среди микросхем редко бывают неудачниками.
Какого рода помехи Вы имеете в виду?
Алекс1981
Имею ввиду низкочастотные помехи. Включать правльно - не проблема, только на этой микросхеме делаю и понижающие и повышающие преобразователи, которые работают замечательно, но в машине моего приятеля горят не только мои конструкции, но и заводские китайские FM тюнеры тоже выполненные на этой микросхеме в качестве преобразователя
sigmaN
Ну ещё может быть в машине приятеля надо бы разобраться с проводкой и реле зарядки/генераторм?
повторюсь, что 40В по входу это очень мало!
Microwatt
Цитата(Алекс1981 @ Feb 21 2010, 23:11) *
Имею ввиду низкочастотные помехи. Включать правльно - не проблема,

Вы хотите сказать, что микросхема не отрабатывает броски и провалы входного напряжения? Скажем, бортсеть с 13 вольт на 50мс провалилась до 10 вольт и это пролезет на выход? Не должно.
smk
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Проверено годами в т.ч. на автобусах с 24 В сетью.
oleg_d
Цитата(smk @ Feb 22 2010, 11:59) *
Проверено годами в т.ч. на автобусах с 24 В сетью.


Самое классическое решение.
EmbedElektrik
Цитата(oleg_d @ Feb 22 2010, 13:52) *
Самое классическое решение.

абсолютно бессмысленная схема. у любого стабилизатора есть ток стабилизации, в этой схеме он ничем не ограничен, кроме сопротивления диода. Нужно понимать, что в цепи автомобиля помехи импульсные, поэтому их надо фильтровать либо LC либо RC фильтрами. самое простое решение - исходя из максимального потребляемого тока питаемой схемы поставить гасящий резистор, максимального сопротивления и конденсатор. Пример: схема берет 0,1А и питается от 5В, для КРЕН нужно +2.5В итого 7.5В, значит падение напряжения 12-7.5= 4.5В. R=U*I отсюда R = U/I = 4.5/0.1= 45 Ом . Я бы поставил 2 резистора по 22 Ом и 2 кондера по 0.1 на 250, а потом кренку
oleg_d
Цитата(EmbedElektrik @ Feb 22 2010, 13:21) *
абсолютно бессмысленная схема.


Сразу видно что на практике вы с данным вопросом не сталкивались.
Microwatt
Цитата(EmbedElektrik @ Feb 22 2010, 14:21) *
Пример: схема берет 0,1А и питается от 5В, для КРЕН нужно +2.5В итого 7.5В, значит падение напряжения 12-7.5= 4.5В. R=U*I отсюда R = U/I = 4.5/0.1= 45 Ом . Я бы поставил 2 резистора по 22 Ом и 2 кондера по 0.1 на 250, а потом кренку

Слабовато с азами.
SasaVitebsk
Цитата(rezident @ Feb 21 2010, 06:15) *
И не раз в год может быть, а в любой момент, если вдруг генератор без аккумулятора в бортовой сети останется.

Кстати при испытаниях проверяется в режиме обрыва аккумулятора (то есть на голом генераторе) и при обрыве земли. Кроме того есть проверка с подачей импульсов более 100В и просто частоты 10кГц.

То есть по таким вещам даже претензии не предъявишь. Это всё режимы предусмотренные условиями эксплуатации.

Я прилично работаю с автопромом. У нас везде идёт MC34063. Вот схема лежит перед глазами. Правда там написано LM2675M - наверное аналог. Могу срисовать входную часть.
smk
А срисуйте для общего развития.
SasaVitebsk
Вот как раз какую-то схему прислали. Вырезал кусок.
Эта на 24V. 12V отличается тем, что транзистор VT16 не составной.

Номиналы следующие (для 12V)
r22/23 = 560/16k
r24/25 = 6k2
vt15 = bc856b
vt16 = mjd32ct4
vd3 = шотки sk14
vd4 = smbj22a
vd5 = шотки sk14
da1 = lm2675m - 5.0
EmbedElektrik
Цитата(Microwatt @ Feb 22 2010, 14:57) *
Слабовато с азами.

Что конкретно Вас смутило? Закон Ома? Откройте школьный учебник по физике. А если человек не знает как работает параметрический стабилизатор, то рекомендую Хоровца почитать.
AHTOXA
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 22 2010, 17:18) *
У нас везде идёт MC34063. Вот схема лежит перед глазами. Правда там написано LM2675M - наверное аналог.


Ну это совсем не аналогsmile.gif Но тоже импульсный, даsmile.gif

За схему - спасибо, интересно.
Microwatt
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 22 2010, 16:18) *
Я прилично работаю с автопромом. У нас везде идёт MC34063. Вот схема лежит перед глазами. Правда там написано LM2675M - наверное аналог. Могу срисовать входную часть.

Ага. Как свинья- аналог коня.
По количеству ног полностью совместимо, только хвост немного не такой.smile.gif
SasaVitebsk
bb-offtopic.gif
- Правда, что Мамашвили выиграл в лотерею 1млн?
- Правда. Только не выиграл, а проиграл. Не в лотерею, а в преферанс. И не 1 млн, а 5тыс.
smile.gif

Прошу прощения. В схеме 12V (с которой я давал номиналы), установлена другая микруха и, похоже тоже не аналог. smile.gif
Маркировка та что я дал в перечне: lm2675m - 5.0. Цоколёвка и подключение в целом похоже, но несколько отличается. smile.gif
Дело в том, что для автомобильной тематики я только пишу прогу, выбираю контроллер (и то не всегда) и даю некоторые рекомендации по подключению контроллера. А схемотехникой, производством, тестированием не занимаюсь.

Ещё раз прошу прощения у тех, кого ввёл в заблуждение.

PS: Сами мы применяем различные импульсные м/х источников. В том числе и очень мощные. Но у нас этим занимается парень. Он квалифицированее меня, в этой области, раз в 10 минимум. И я ему полностью доверяю. Знаю, что имеет значение даже разводка платы, в том числе топология дорожек (есть у нас такие источники > 20А) и иногда он указывает как мотать трансформатор и прочие указания даёт. Как правило, тот сигнальный экземпляр, который доводит он - работает исключительно. В серийных - бывают огрехи. Поэтому я ему доверяю и в эту тему не лезу.




PPS: Почему-то не присоединилась.
Microwatt
Как-то странно там VT6 включен. Сыграть вроде хотели вальс, а нарисовано танго...
Автомобили почему-то все дорожают и дорожают...
AHTOXA
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 23 2010, 02:38) *
Прошу прощения. В схеме 12V (с которой я давал номиналы), установлена другая микруха и, похоже тоже не аналог. smile.gif


Да не переживайтеsmile.gif Там микруха не главное, интересны именно входные цепи.

ЗЫ. Ежели нажимать не PrtScr, а Alt+PrtScr, то скриншот будет не всего экрана, а только активного окнаsmile.gif
smk
А как VT6 / VT16 себя ведут? Сдается мне это слабое место по Uкэ. Может не нужна такая сложность? Оно и дешевле выйдет и технологичнее.
SasaVitebsk
Панель приборов выпускалась на ВЗЭП партиями свыше тысячи в месяц (до кризиса). Получила второе место по надёжности. Первое место заняла какая-то кнопка. smile.gif То есть изделие, несопоставимое по сложности.
Microwatt
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 23 2010, 13:03) *
Панель приборов выпускалась на ВЗЭП партиями свыше тысячи в месяц (до кризиса). Получила второе место по надёжности. Первое место заняла какая-то кнопка. smile.gif То есть изделие, несопоставимое по сложности.

Ну, у автомобилистов конкурс по надежности электроники это что-то особенного....
До сих пор не могу понять: как же они при таком электрооборудовании вообще ездят? Зажигание по нормальным меркам должно отказывать минут через 20-30 полета...
sigmaN
Самая надежная автомобильная "электроника" - это та, где не применялись транзисторы, а зажигание было контактным и безотказным.

Эхххх....даже реле зарядки было именно реле! Дааа. И реле поворотов тоже...а не то что сейчас...озвучка реле через бипер.


Даа. Отвлекся. Простите.
smk
А механическая память радиостанций на приемниках в волгах с оленями? А питание этих самых приемников до эры транзисторных преобразователей? Лежит такой приемник - разобрать или выкинуть рука не поднимается сам не знаю почему.
lastmage
По-моему step-down на 34063 - самое то. На них многие автомобильные зарядки для телефонов сделаны. Та же Nokia, например, не брезгует.
Дроссель на входе и всё будет нормально. Вот здесь есть схемы DC/DC с 12 на 5В, в том числе и на 34063:
http://www.radiohlam.ru/pitanie/pitanie.htm
SasaVitebsk
Цитата(Microwatt @ Feb 24 2010, 04:21) *
Ну, у автомобилистов конкурс по надежности электроники это что-то особенного....
До сих пор не могу понять: как же они при таком электрооборудовании вообще ездят? Зажигание по нормальным меркам должно отказывать минут через 20-30 полета...

Немного не понял...
Изделия возвращают на завод изготовитель по гарантии или это через сервис реализуется. Подробности я не знаю, но информация на завод поступает. Кроме того, это влияет на общую картину. Например говорили о партии автобусов поставленных в Польшу. Там стояли дисплеи (экспорт). Результат - возврат по браку близкий к 100%. Пересылка и устранение брака - за счёт изготовителя. В результате - ребята серьёзно попали на деньги.

На счёт электроники - всётаки всё более-менее нормально с надёжностью. А вот само электрооборудование - действительно ужас. Отлаживая изделия смотрел как работает генератор. У меня это вызывает, как минимум, непонимание. Если к нашим изделиям относятся предельно жёстко, то непонятно почему электрооборудование не соответствует никаким нормам? Сначала закупают генераторы, которые выдают ахинею вместо нормального питания, а потом требуют от изделий "работы в условиях" полного абсурда. Это конечно не нормально. Должны быть жёсткие требования ко всем комплектующим. Тем более, что рынок к этому уже вполне готов.
Microwatt
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 26 2010, 00:55) *
Должны быть жёсткие требования ко всем комплектующим. Тем более, что рынок к этому уже вполне готов.

Да одними требованиями к комплектующим дело не решается. Должны быть еще хоть какие-то требования к автомобильным конструкторам.
Вы хоть одно реле на борту или другой индуктивный компонент в нормальном, грамотном, включении видели?
Все на уровне восьмиклассника. Вот потому и гуляют в бортсети и выбросы под 150 вольт и блуждающие абы как по массе токи.
Ниже по шкале технической эволюции только железнодорожники. Только у них ума хватило сделать датчик занятости пути на аналоговом фильтре в 25гц. Катушечку резонансного контура не пожрамши не поднимешь. Ну, там все, что меньше 20 тонн -чепухой считается.
rezident
Сообщение модератора.
Предупреждаю, что тема о надежности и качестве автомобильной электроники "вообще" здесь является оффтопиком. Обсуждаем конкретную проблему топикстартера, обозначенную в заголовке.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.