Полная версия этой страницы:
Электроника в автомобиле
Воитель
Feb 19 2010, 15:14
Здравствуйте. Хочу немного попрограмить в машине. Ну а для этого надо как-то подать на микроконтроллер стабилизированных 5V, а имеются 12V с большими скачками.
Проэксперементировал схему 12V->стабилизатор напряжения:7805->конденсатор электролетический: 100мкф-> конденсатор керамический->0.1мкф->ATmega16
Сгорела при испытании в машине(дома на столе всё работало), а точнее сгорел стабилизатор напряжения и мк сильно глючить стал, видимо кварц подпортился.
Добрые люди дали схему подключения через транзистор, данная схема применяется в автомагнитоле "Пионер" -схема посложнее чем моя предыдущая и не совсем разобрался в именовании деталей, например резистор "10K"-это я понимаю как 10КОм, а вот резистор "0R0" ?
Да и надеясь что стабилизаторы напряжения типа 7805 не зря существуют.
Сейчас буду опробовать систему:
12V->конденсатор электролетический: 470мкф->конденсатор керамический->0.1мкф->стабилизатор напряжения:7805->конденсатор электролетический: 100мкф-> конденсатор керамический->0.1мкф->ATmega16
Но хотелось бы знать как это делается по уму и полагаясь на опыт?
дык уже обсуждалось не однократно, что борт сеть имеет скачки( стандарты на сей счет есть) 150-300В и что любая электроника работавшая на столе там попросту сгорает, нужно трансил диод на 18 Вольт и дроссель последовательно и будет счастье...
Microwatt
Feb 19 2010, 15:23
Электролитический. У них еще и рабочее напряжение есть. 0R0- провод, перемычка.
А вообще, бортсеть автомобиля - не для эмбеддеров. Там бывают такие выбросы напряжения, что просто 7805 не спасет.
Воитель
Feb 19 2010, 16:21
А схемами не поделитесь?
Ведь могу что-нибудь напутать, а так не охота сжикать мк.
Мне рекомендовали именно вот эту схему, помогите в ней доразобраться.
Не понятно с названиями элементов.
Воитель
Feb 19 2010, 19:47
Так не старался ни чего найти могу.
Отдельно стабилизаторов вообще нет и уж тем более менее походящих для авто.
Воитель
Feb 19 2010, 20:59
Вот это нашёл, но там же написано, что эта схема не совсем правильна
rezident
Feb 19 2010, 22:10
Воитель, на форуме есть специальный раздел
АВТО электроника. Ваши проблемы там обсуждались неоднократно. Вот навскидку два топика со схожей тематикой по проблемам с питанием
http://electronix.ru/forum/index.php?showtopic=60306http://electronix.ru/forum/index.php?showtopic=31890
Цитата(Воитель @ Feb 20 2010, 00:59)

Вот это нашёл, но там же написано, что эта схема не совсем правильна
попробуйте импульсный стабилизато MC34063 он держит на входе до 40В а на выходе выдает стабильное напряжение которое зададите сами у друга в машине стоит нет ни каки проблем
sigmaN
Feb 21 2010, 00:39
Даже применение транзисторов допускающих 100В "на входе" не позволяет говорить о надежности без дополнительных защитных диодов ибо раз в год там бывает не 100 а 150 - 200

Живой пример: тахометр НИВА, где стаб собран на транзисторе(кажется КТ какой-то там 17В) и стабилитроне. Так вот нет нет, да и горит всё это дело! Прибивает транзистор и горит потом таймер(555).
Это я уже на практике знаю. Другу когда делали, занялись доработкой и по форумам походили.
И даже ГОСТ тогда качнули. Честно говоря удивился немного, какие там сюрпризы бегают по проводке авто
Microwatt
Feb 21 2010, 00:59
Цитата(sigmaN @ Feb 21 2010, 03:39)

Даже применение транзисторов допускающих 100В "на входе" не позволяет говорить о надежности без дополнительных защитных диодов ибо раз в год там бывает не 100 а 150 - 200

И даже ГОСТ тогда качнули. Честно говоря удивился немного, какие там сюрпризы бегают по проводке авто

Да. Де-то так.
В этом деле, как и в большинстве дел,
разбираться подробно надо, а не искать "готовую схему".
ответ уже дан... вспоминается советский автопром и магнитола Гродно, пообщавштсь с конструктором он посетовал на авто и сказал,
что ввел транзистор в схему защиты, на тот момент КТ819Г, с пробивным напряжением под 100В, типо при пробивании которого гарантия на магнитолу терялась, типо ремонтируй сам свою машину....хотели навязать автопрому источник типа прикурка уже с защитой а воз и ныне там...
rezident
Feb 21 2010, 02:15
Цитата(sigmaN @ Feb 21 2010, 05:39)

Даже применение транзисторов допускающих 100В "на входе" не позволяет говорить о надежности без дополнительных защитных диодов ибо раз в год там бывает не 100 а 150 - 200

И не раз в год может быть, а в любой момент, если вдруг генератор без аккумулятора в бортовой сети останется.
sigmaN
Feb 21 2010, 05:11
Ну про раз в год то было типа как с кочергой, которая стреляет

Кстати говоря, лучше цеплять свой девайс отдельными проводами прямо на клемы аккума(если это разовая поделка и делается чисто для себя). Дело в том, что кроме случая когда генератор остаётся без аккумулятора, есть ещё скачки спровоцированные индуктивными нагрузками(электродвигатели во главе со стартером). Также генератор и реле зарядки может брыкаться по разному. Подключая девайс поближе к аккумулятору можно свести к минимуму большинство этих проблем и может даже повезет и первое время ничего не сгорит
Алекс1981
Feb 21 2010, 18:43
Цитата(Rom20 @ Feb 20 2010, 18:12)

попробуйте импульсный стабилизато MC34063 он держит на входе до 40В а на выходе выдает стабильное напряжение которое зададите сами у друга в машине стоит нет ни каки проблем
Импульсный стабилизато MC34063 очень не любит всякие помехи и скачки - сам лично эксперименты проводил - горит враз!
Microwatt
Feb 21 2010, 19:00
Цитата(Алекс1981 @ Feb 21 2010, 21:43)

Импульсный стабилизато MC34063 очень не любит всякие помехи и скачки - сам лично эксперименты проводил - горит враз!
Включать правильно надо. И до включения расчеты делать. Не только уметь вслух читать даташит, но и понимать смысл прочитанного.
Микросхема древняя, похоже чуть не Ваша ровесница. А долгожтели среди микросхем редко бывают неудачниками.
Какого рода помехи Вы имеете в виду?
Алекс1981
Feb 21 2010, 19:11
Имею ввиду низкочастотные помехи. Включать правльно - не проблема, только на этой микросхеме делаю и понижающие и повышающие преобразователи, которые работают замечательно, но в машине моего приятеля горят не только мои конструкции, но и заводские китайские FM тюнеры тоже выполненные на этой микросхеме в качестве преобразователя
sigmaN
Feb 21 2010, 19:44
Ну ещё может быть в машине приятеля надо бы разобраться с проводкой и реле зарядки/генераторм?
повторюсь, что 40В по входу это очень мало!
Microwatt
Feb 22 2010, 00:38
Цитата(Алекс1981 @ Feb 21 2010, 23:11)

Имею ввиду низкочастотные помехи. Включать правльно - не проблема,
Вы хотите сказать, что микросхема не отрабатывает броски и провалы входного напряжения? Скажем, бортсеть с 13 вольт на 50мс провалилась до 10 вольт и это пролезет на выход? Не должно.
Нажмите для просмотра прикрепленного файлаПроверено годами в т.ч. на автобусах с 24 В сетью.
oleg_d
Feb 22 2010, 10:52
Цитата(smk @ Feb 22 2010, 11:59)

Проверено годами в т.ч. на автобусах с 24 В сетью.
Самое классическое решение.
EmbedElektrik
Feb 22 2010, 11:21
Цитата(oleg_d @ Feb 22 2010, 13:52)

Самое классическое решение.
абсолютно бессмысленная схема. у любого стабилизатора есть ток стабилизации, в этой схеме он ничем не ограничен, кроме сопротивления диода. Нужно понимать, что в цепи автомобиля помехи импульсные, поэтому их надо фильтровать либо LC либо RC фильтрами. самое простое решение - исходя из максимального потребляемого тока питаемой схемы поставить гасящий резистор, максимального сопротивления и конденсатор. Пример: схема берет 0,1А и питается от 5В, для КРЕН нужно +2.5В итого 7.5В, значит падение напряжения 12-7.5= 4.5В. R=U*I отсюда R = U/I = 4.5/0.1= 45 Ом . Я бы поставил 2 резистора по 22 Ом и 2 кондера по 0.1 на 250, а потом кренку
oleg_d
Feb 22 2010, 11:27
Цитата(EmbedElektrik @ Feb 22 2010, 13:21)

абсолютно бессмысленная схема.
Сразу видно что на практике вы с данным вопросом не сталкивались.
Microwatt
Feb 22 2010, 11:57
Цитата(EmbedElektrik @ Feb 22 2010, 14:21)

Пример: схема берет 0,1А и питается от 5В, для КРЕН нужно +2.5В итого 7.5В, значит падение напряжения 12-7.5= 4.5В. R=U*I отсюда R = U/I = 4.5/0.1= 45 Ом . Я бы поставил 2 резистора по 22 Ом и 2 кондера по 0.1 на 250, а потом кренку
Слабовато с азами.
SasaVitebsk
Feb 22 2010, 12:18
Цитата(rezident @ Feb 21 2010, 06:15)

И не раз в год может быть, а в любой момент, если вдруг генератор без аккумулятора в бортовой сети останется.
Кстати при испытаниях проверяется в режиме обрыва аккумулятора (то есть на голом генераторе) и при обрыве земли. Кроме того есть проверка с подачей импульсов более 100В и просто частоты 10кГц.
То есть по таким вещам даже претензии не предъявишь. Это всё режимы предусмотренные условиями эксплуатации.
Я прилично работаю с автопромом. У нас везде идёт MC34063. Вот схема лежит перед глазами. Правда там написано LM2675M - наверное аналог. Могу срисовать входную часть.
А срисуйте для общего развития.
SasaVitebsk
Feb 22 2010, 16:07
Вот как раз какую-то схему прислали. Вырезал кусок.
Эта на 24V. 12V отличается тем, что транзистор VT16 не составной.
Номиналы следующие (для 12V)
r22/23 = 560/16k
r24/25 = 6k2
vt15 = bc856b
vt16 = mjd32ct4
vd3 = шотки sk14
vd4 = smbj22a
vd5 = шотки sk14
da1 = lm2675m - 5.0
EmbedElektrik
Feb 22 2010, 16:57
Цитата(Microwatt @ Feb 22 2010, 14:57)

Слабовато с азами.
Что конкретно Вас смутило? Закон Ома? Откройте школьный учебник по физике. А если человек не знает как работает параметрический стабилизатор, то рекомендую Хоровца почитать.
AHTOXA
Feb 22 2010, 17:00
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 22 2010, 17:18)

У нас везде идёт MC34063. Вот схема лежит перед глазами. Правда там написано LM2675M - наверное аналог.
Ну это совсем не аналог

Но тоже импульсный, да

За схему - спасибо, интересно.
Microwatt
Feb 22 2010, 18:16
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 22 2010, 16:18)

Я прилично работаю с автопромом. У нас везде идёт MC34063. Вот схема лежит перед глазами. Правда там написано LM2675M - наверное аналог. Могу срисовать входную часть.
Ага. Как свинья- аналог коня.
По количеству ног полностью совместимо, только хвост немного не такой.
SasaVitebsk
Feb 22 2010, 21:38
- Правда, что Мамашвили выиграл в лотерею 1млн?
- Правда. Только не выиграл, а проиграл. Не в лотерею, а в преферанс. И не 1 млн, а 5тыс.

Прошу прощения. В схеме 12V (с которой я давал номиналы), установлена другая микруха и, похоже тоже не аналог.

Маркировка та что я дал в перечне: lm2675m - 5.0. Цоколёвка и подключение в целом похоже, но несколько отличается.

Дело в том, что для автомобильной тематики я только пишу прогу, выбираю контроллер (и то не всегда) и даю некоторые рекомендации по подключению контроллера. А схемотехникой, производством, тестированием не занимаюсь.
Ещё раз прошу прощения у тех, кого ввёл в заблуждение.
PS: Сами мы применяем различные импульсные м/х источников. В том числе и очень мощные. Но у нас этим занимается парень. Он квалифицированее меня, в этой области, раз в 10 минимум. И я ему полностью доверяю. Знаю, что имеет значение даже разводка платы, в том числе топология дорожек (есть у нас такие источники > 20А) и иногда он указывает как мотать трансформатор и прочие указания даёт. Как правило, тот сигнальный экземпляр, который доводит он - работает исключительно. В серийных - бывают огрехи. Поэтому я ему доверяю и в эту тему не лезу.
PPS: Почему-то не присоединилась.
Microwatt
Feb 22 2010, 22:10
Как-то странно там VT6 включен. Сыграть вроде хотели вальс, а нарисовано танго...
Автомобили почему-то все дорожают и дорожают...
AHTOXA
Feb 22 2010, 22:12
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 23 2010, 02:38)

Прошу прощения. В схеме 12V (с которой я давал номиналы), установлена другая микруха и, похоже тоже не аналог.

Да не переживайте

Там микруха не главное, интересны именно входные цепи.
ЗЫ. Ежели нажимать не PrtScr, а Alt+PrtScr, то скриншот будет не всего экрана, а только активного окна
А как VT6 / VT16 себя ведут? Сдается мне это слабое место по Uкэ. Может не нужна такая сложность? Оно и дешевле выйдет и технологичнее.
SasaVitebsk
Feb 23 2010, 09:03
Панель приборов выпускалась на ВЗЭП партиями свыше тысячи в месяц (до кризиса). Получила второе место по надёжности. Первое место заняла какая-то кнопка.

То есть изделие, несопоставимое по сложности.
Microwatt
Feb 24 2010, 00:21
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 23 2010, 13:03)

Панель приборов выпускалась на ВЗЭП партиями свыше тысячи в месяц (до кризиса). Получила второе место по надёжности. Первое место заняла какая-то кнопка.

То есть изделие, несопоставимое по сложности.
Ну, у автомобилистов конкурс по надежности электроники это что-то особенного....
До сих пор не могу понять: как же они при таком электрооборудовании вообще ездят? Зажигание по нормальным меркам должно отказывать минут через 20-30 полета...
sigmaN
Feb 24 2010, 07:21
Самая надежная автомобильная "электроника" - это та, где не применялись транзисторы, а зажигание было контактным и безотказным.
Эхххх....даже реле зарядки было именно реле! Дааа. И реле поворотов тоже...а не то что сейчас...озвучка реле через бипер.
Даа. Отвлекся. Простите.
А механическая память радиостанций на приемниках в волгах с оленями? А питание этих самых приемников до эры транзисторных преобразователей? Лежит такой приемник - разобрать или выкинуть рука не поднимается сам не знаю почему.
lastmage
Feb 25 2010, 18:56
По-моему step-down на 34063 - самое то. На них многие автомобильные зарядки для телефонов сделаны. Та же Nokia, например, не брезгует.
Дроссель на входе и всё будет нормально. Вот здесь есть схемы DC/DC с 12 на 5В, в том числе и на 34063:
http://www.radiohlam.ru/pitanie/pitanie.htm
SasaVitebsk
Feb 25 2010, 20:55
Цитата(Microwatt @ Feb 24 2010, 04:21)

Ну, у автомобилистов конкурс по надежности электроники это что-то особенного....
До сих пор не могу понять: как же они при таком электрооборудовании вообще ездят? Зажигание по нормальным меркам должно отказывать минут через 20-30 полета...
Немного не понял...
Изделия возвращают на завод изготовитель по гарантии или это через сервис реализуется. Подробности я не знаю, но информация на завод поступает. Кроме того, это влияет на общую картину. Например говорили о партии автобусов поставленных в Польшу. Там стояли дисплеи (экспорт). Результат - возврат по браку близкий к 100%. Пересылка и устранение брака - за счёт изготовителя. В результате - ребята серьёзно попали на деньги.
На счёт электроники - всётаки всё более-менее нормально с надёжностью. А вот само электрооборудование - действительно ужас. Отлаживая изделия смотрел как работает генератор. У меня это вызывает, как минимум, непонимание. Если к нашим изделиям относятся предельно жёстко, то непонятно почему электрооборудование не соответствует никаким нормам? Сначала закупают генераторы, которые выдают ахинею вместо нормального питания, а потом требуют от изделий "работы в условиях" полного абсурда. Это конечно не нормально. Должны быть жёсткие требования ко всем комплектующим. Тем более, что рынок к этому уже вполне готов.
Microwatt
Feb 25 2010, 22:27
Цитата(SasaVitebsk @ Feb 26 2010, 00:55)

Должны быть жёсткие требования ко всем комплектующим. Тем более, что рынок к этому уже вполне готов.
Да одними требованиями к комплектующим дело не решается. Должны быть еще хоть какие-то требования к автомобильным конструкторам.
Вы хоть одно реле на борту или другой индуктивный компонент в нормальном, грамотном, включении видели?
Все на уровне восьмиклассника. Вот потому и гуляют в бортсети и выбросы под 150 вольт и блуждающие абы как по массе токи.
Ниже по шкале технической эволюции только железнодорожники. Только у них ума хватило сделать датчик занятости пути на аналоговом фильтре в 25гц. Катушечку резонансного контура не пожрамши не поднимешь. Ну, там все, что меньше 20 тонн -чепухой считается.
rezident
Feb 26 2010, 00:50
Сообщение модератора.
Предупреждаю, что тема о надежности и качестве автомобильной электроники "вообще" здесь является оффтопиком. Обсуждаем конкретную проблему топикстартера, обозначенную в заголовке.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
пройдите по ссылке.