Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Автомобильные комбинации приборов
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Микроконтроллеры (MCs) > AVR
Kalina
Добрый день форумчане!!!!
Обращаюсь кто всем кто имеет опыт разработок автомобильных комбинаций приборов. Если вам не трудно, помогите решить следующии вопросы:

1. Типичные схемы комбинаций приборов (защита, питание, надёжность );
2. Принцип и алгоритмы работы (измерение, вывод на стрелку, ЖКИ и т.д.)
3. Выбор элементной базы (шаговые двигатели, контроллер, преобразователи и д.т.)

Желающим помочь заранее благодарен и буду рад поделиться результатом работы beer.gif
SasaVitebsk
Цитата(Kalina @ Jun 20 2008, 10:16) *
Добрый день форумчане!!!!
Обращаюсь кто всем кто имеет опыт разработок автомобильных комбинаций приборов. Если вам не трудно, помогите решить следующии вопросы:

1. Типичные схемы комбинаций приборов (защита, питание, надёжность );
2. Принцип и алгоритмы работы (измерение, вывод на стрелку, ЖКИ и т.д.)
3. Выбор элементной базы (шаговые двигатели, контроллер, преобразователи и д.т.)

Желающим помочь заранее благодарен и буду рад поделиться результатом работы beer.gif


Что то уж очень общо... smile.gif
Я делал. Шесть приборов на Atmega8 и был вариант на At90can128.
Стрелки на базе шаговиков. SONCEBOZ. На switec чуть сложнее.
Делал дробление на 16, хотя можно и больше сделать.
На ЖКИ сделать думаю проще. Даже в графике.
С ЖКИ - свои проблемы - температурный диапазон.

Непонятно что именно вас интересует?
Alex B._
Цитата(Kalina @ Jun 20 2008, 11:16) *
Желающим помочь заранее благодарен и буду рад поделиться результатом работы beer.gif

Гениально! А доходами делиться не будете?
Не знаю, как в Германии, а в России это одна из самых доходных областей, так что просто так никто с вами делиться не будет.
Qwertty
Цитата(SasaVitebsk @ Jun 20 2008, 13:31) *
Что то уж очень общо... smile.gif
Я делал. Шесть приборов на Atmega8

Круто. Сейчас как раз Свитек мучаю с М48. Но больше 2-х одновременно подклчить не выходит. Как к маленькой меге подключить удалось аж 6 штук??? У меня на каждый уходит 4 ноги с софтовым шимом(не нравится движение, даже при 32 на шаг видно дрожание стрелки, а ресурсы пожирает напрочь при максимальной скорости 300 градусов в секунду) или 6 ног и внешняя микросхема при использовании аппаратного шима. Тут движется хорошо, но это не 6 штук. Собственно вопрос - как подключить 6 штук, если у меги 23 ноги GPIO всего, это вместе с резетом, а на 6 двигателей надо 24 ноги минимум?
Kalina
Цитата(Alex B._ @ Jun 20 2008, 15:35) *
Гениально! А доходами делиться не будете?
Не знаю, как в Германии, а в России это одна из самых доходных областей, так что просто так никто с вами делиться не будет.

Большое спасибо за столь информационный ответ! Если никто не поможет, значит вы правы .... smile.gif

Цитата(SasaVitebsk @ Jun 20 2008, 13:31) *
Что то уж очень общо... smile.gif

Да, согласен, просто я хотел осветить суть дела ...

Цитата(SasaVitebsk @ Jun 20 2008, 13:31) *
Что то уж очень общо... smile.gif
Я делал. Шесть приборов на Atmega8 и был вариант на At90can128.


Скажите оправдано ли применение AVR в автомобильной тематике?

Цитата(SasaVitebsk @ Jun 20 2008, 13:31) *
Что то уж очень общо... smile.gif
Непонятно что именно вас интересует?


Можете ли вы поделиться (если есть) схемотехническими приёмами при проэктировании комбинаций (может есть какие нибудь буржуские схемки???)


Цитата(Alex B._ @ Jun 20 2008, 15:35) *
просто так никто с вами делиться не будет.

Ну раз тут уже звучат ноты корысти, говорите конткретней, что вы хотите за обмен опытом и знаниями 07.gif
zltigo
Цитата(Kalina @ Jun 20 2008, 20:52) *
Скажите оправдано ли применение AVR в автомобильной тематике?

Почему-бы и нет. Automotive версии нескольких контроллеров имеются, и цены при партиях в сотни тысяч на простейшие контроллеры очень хорошие.
Qwertty
Цитата(Kalina @ Jun 20 2008, 22:52) *
Можете ли вы поделиться (если есть) схемотехническими приёмами при проэктировании комбинаций (может есть какие нибудь буржуские схемки???)

http://www.gaw.ru/html.cgi/txt/app/micros/mb90/drive.htm
Не буржуйская, да и не панель, а так - референс дизайн...
zltigo
Цитата(Qwertty @ Jun 20 2008, 21:06) *
Не буржуйская, да и не панель..

И даже не AVR smile.gif
Kalina
Цитата(zltigo @ Jun 20 2008, 23:05) *
Почему-бы и нет.

Просто всё что мне попадалось на глаза, было реализовано на пиках, у меня возникли сомнения насчёт применения АВРок..
Qwertty
Цитата(Kalina @ Jun 20 2008, 23:10) *
Просто всё что мне попадалось на глаза, было реализовано на пиках, у меня возникли сомнения насчёт применения АВРок..

Это потому, что большинство панелей разработано лет 10 назад, да так и выпускается. Поэтому удивительно мнение приведенное выше, о сверхдоходности разработок в этой области. Не думаю, что SasaVitebsk ест с золотой посуды smile.gif
Kalina
Цитата(Qwertty @ Jun 20 2008, 23:13) *
Не думаю, что SasaVitebsk ест с золотой посуды smile.gif

Вот значит с кем мне надо дружить smile.gif
zltigo
Цитата(Qwertty @ Jun 20 2008, 21:13) *
Не думаю, что SasaVitebsk ест с золотой посуды smile.gif

Между стоимостью, серийностью, разнообразием и вниманием заказчика навороченных панелей для забугорных легковых автомобилей и панелями для Белорусских тракторов есть некоторая разница sad.gif.
sKWO
Цитата(SasaVitebsk @ Jun 20 2008, 13:31) *
На ЖКИ сделать думаю проще. Даже в графике.
С ЖКИ - свои проблемы - температурный диапазон.

В момент диагностики, перед запуском двигателя парочка мощных резисторов возле ЖКИ+ схема температурного режима, подача напряжения на резюки с термопастой к примеру через полевик.
Дальше тепла двигателя достаточно. Сомневаюсь что это так накладно или ресурсоёмко. В Германии АВРки любят, и компилятор ВИНАВР и примеров на их же сайтах можно найти достаточно чтобы не бояться ни графического ЖКИ ни знакосинтезирующего.

по пиках: да такой гигант как Миле ими не брезгает, видел их и в стиралках и в микроволновках, правда задачи в них достаточно простые - банальный опрос клавиатуры. Правда модели все старые.
вкратце вот так.
Alex B._
Цитата(Qwertty @ Jun 20 2008, 23:13) *
Это потому, что большинство панелей разработано лет 10 назад, да так и выпускается.

Не говорите ерунды. Под отечественные ведра калину и приору разрабатывались две разные комбинации, хотя внешне они выглядят одинаково и отличаются мелочами типа сигнализации непристегнутых ремней и т.п.

Цитата(sKWO @ Jun 21 2008, 11:37) *
В момент диагностики, перед запуском двигателя парочка мощных резисторов возле ЖКИ+

В комбинациях применяют индикаторы с временем переключения 3-4 сек. на -40С. Если больше - никакие подогревы не пройдут - по ТТ водитель сразу должен увидеть время и пробег после включения зажигания.

Цитата(Kalina @ Jun 20 2008, 22:52) *
Можете ли вы поделиться (если есть) схемотехническими приёмами при проэктировании комбинаций (может есть какие нибудь буржуские схемки???)

Так а что конкретно интересует-то?? у вас ТТ от заказчика есть? Машина-то какая? Или это чисто спортивный интерес? Схемотехнические приемы это не главное - там все тупо до безобразия, автоваз, например, в ТТ даже схемы входных цепей приводит (и попробуй сделать по другому...).
SasaVitebsk
Цитата(zltigo @ Jun 20 2008, 22:19) *
Между стоимостью, серийностью, разнообразием и вниманием заказчика навороченных панелей для забугорных легковых автомобилей и панелями для Белорусских тракторов есть некоторая разница sad.gif.

smile.gif
bb-offtopic.gif
Из всех областей в которых я работал, - электроника - самая низкодоходная отрасль. вероятность получения "сверхприбылей" - практически нулевая. Это даже на уровне владельцев предприятий. А уж на уровне разработчиков вообще не о чём говорить.

Делаю и для МАЗа. Но на самом деле требования для тракторов значительно жёстче чем для автомобилей. В том числе и по климатике.

2 Qwertty.
Есть схема подключения с общим проводом на 2 обмотки. В этом случае двигатель врубается по 3 проводам. Итого 6*3=18, +6 входов 24. В корпусе AI задействованы все ноги. Reset используется как Reset.
Со свитеком чуть сложнее всвязи с тем, что сдвиг 60 град. С солнцебозом делал при 3 точечной схеме приблизительно 1кГц на 1Мгц. При 4-ёх точечной схеме ~ 5кГц на 16МГц. Колличество двигателей мало влияет.
У меня практически указательные стрелки. То есть длина их ~3 см. Я бы не сказал, что они как-то дрожат. Для свитека рекомендуемое дробление - 24 (оно и понятно). Я прикола ради формировал 18, но что-то мне не понравилось.
anpilog
Цитата(SasaVitebsk @ Jun 21 2008, 11:44) *
smile.gif
bb-offtopic.gif
Из всех областей в которых я работал, - электроника - самая низкодоходная отрасль. вероятность получения "сверхприбылей" - практически нулевая. Это даже на уровне владельцев предприятий. А уж на уровне разработчиков вообще не о чём говорить.

Делаю и для МАЗа. Но на самом деле требования для тракторов значительно жёстче чем для автомобилей. В том числе и по климатике.

2 Qwertty.
Есть схема подключения с общим проводом на 2 обмотки. В этом случае двигатель врубается по 3 проводам. Итого 6*3=18, +6 входов 24. В корпусе AI задействованы все ноги. Reset используется как Reset.
Со свитеком чуть сложнее всвязи с тем, что сдвиг 60 град. С солнцебозом делал при 3 точечной схеме приблизительно 1кГц на 1Мгц. При 4-ёх точечной схеме ~ 5кГц на 16МГц. Колличество двигателей мало влияет.
У меня практически указательные стрелки. То есть длина их ~3 см. Я бы не сказал, что они как-то дрожат. Для свитека рекомендуемое дробление - 24 (оно и понятно). Я прикола ради формировал 18, но что-то мне не понравилось.

Хмм....
А можно поподробнее по-поводу "дробления"?
Если это микрошаг, то как его реализовать на такой схеме включения обмоток как у SWITEC'а?

Заранее спасибо.
SasaVitebsk
Цитата(anpilog @ Jun 23 2008, 19:07) *
Хмм....
А можно поподробнее по-поводу "дробления"?
Если это микрошаг, то как его реализовать на такой схеме включения обмоток как у SWITEC'а?

Заранее спасибо.


Ничего не понял. Что именно вас интересует?
anpilog
Цитата(SasaVitebsk @ Jun 23 2008, 19:20) *
Ничего не понял. Что именно вас интересует?

То есть использовался софтовый PWM для реализации 24 шагов?
SasaVitebsk
Цитата(anpilog @ Jun 23 2008, 19:37) *
То есть использовался софтовый PWM для реализации 24 шагов?

smile.gif

Я делал 16 и 18, но теоретически нет ничего невозможного. А что вас смущает? Я бы, наоборот удивился еслибы кто-то реализовал аппаратный ШИМ по 18 каналам на меге88. smile.gif

Из всех AVR, только 640/1280/2560 мега обладает аппаратными возможностями, чтобы закрутить 6 движков.
Pyku_He_oTTyda
Цитата
по пиках: да такой гигант как Миле ими не брезгает, видел их и в стиралках и в микроволновках,

ERSA тоже на AVR
Kalina
Цитата(SasaVitebsk @ Jun 20 2008, 13:31) *
Что то уж очень общо... smile.gif
Я делал. Шесть приборов на Atmega8 и был вариант на At90can128.
Непонятно что именно вас интересует?


SasaVitebsk, меня интересует схемка, особенно на АВРке 07.gif по слухам в машине куча различных помех. Говорят схемотехнически от них можно как-то уйти. Хочу сделать себе девайс на шаговиках...
sseett
Вот конструктив на чудном мутанте. Если не ошибаюсь, на сайте Кипариса был демо проект.

www.macrogroup.ru/content/manafactura/default/root_site/shmode/4/idmanaf/298/idt/projectmanafactur/ida/528.html
Kalina
Цитата(sseett @ Jun 24 2008, 11:05) *
Вот конструктив на чудном мутанте. Если не ошибаюсь, на сайте Кипариса был демо проект.

www.macrogroup.ru/content/manafactura/default/root_site/shmode/4/idmanaf/298/idt/projectmanafactur/ida/528.html


Красиво смотрится, но кроме фотографии там ничего нет sad.gif
sseett
Если не найдете у Кипариса, пороюсь у себя в архивах. Точно помню, что скачивал.
Kalina
Цитата(sseett @ Jun 24 2008, 11:13) *
Если не найдете у Кипариса, пороюсь у себя в архивах.


Если не трудно, посмотрите... smile.gif
Alex B._
Цитата(Kalina @ Jun 24 2008, 11:10) *
Красиво смотрится, но кроме фотографии там ничего нет sad.gif

Видел я этот макет живьем - возили они его на чебоксарскую Элару, пытались всунуть сайпресс в камазовские спидометры =)) Работает ужасно криво =((
SasaVitebsk
Схемотехникой я не занимался.
На ВЗЕПе делают массу приборов с различной комплектацией. Втом числе и на ПИКах. Спидометр и Тахометр сделан на Attiny2313 не мной. На вид очень красиво работает. Наверное ШИМ аппаратный. Я не разбирался. Видел варианты и на 3 ПИКах и прочее. ПИКи в этой области очень агрессивно продвигаются. Существенных отличий по надёжности на ПИКах и AVR нет. Иначе - сами понимаете. Наоборот при выпуске говорят что с AVR чуть попроще. Хотя, я это слышу от одной стороны. Может те кто на ПИКах работает совершенно обратную инфу распространяет. smile.gif

Нехочу затевать новую религиозную войну. Об этом уже сто раз писалось. Считаю что в надёжности изделий - надёжность самого МК играет незначительную роль. Остальное - схемотехника - разводка - программа - протоколы = 99.9%.
Kalina
Цитата(SasaVitebsk @ Jun 24 2008, 13:47) *
Схемотехникой я не занимался.


Ну хотя бы что-то, с чего можна начать. А в чём заключалась ваша работа с комбинациями?
Alex B._
Цитата(Kalina @ Jun 24 2008, 14:07) *
Ну хотя бы что-то, с чего можна начать.

неужели вы думаете, что это вам что-то даст??
ну вот к примеру - спидометр (индикацию распечатывать не стал). Помогло?
SasaVitebsk
Цитата(Kalina @ Jun 24 2008, 13:07) *
Ну хотя бы что-то, с чего можна начать. А в чём заключалась ваша работа с комбинациями?

Так практически нивчём. С точки зрения МК все двигатели совершенно самостоятельны. Каждый работает от своего входа АЦП.

С точки зрения программиста - схемотехника примитивна. На вход АЦП (при токовом датчике) или на вход захвата таймера (при частотном) или ч/з CAN при SAE J1939 подаётся сигнал с датчика. На двигателе отображается значение.

С точки зрения программы - не всё так безоблачно. Необходимо считать значение, отфильтровать его, задемпфировать, преобразовать в угол поворота стрелки. На двигателе необходимо сделать дробление шага, разгон, торможение, базирование. Это базовые и очевидные понятия. Но есть и скрытые, которые сразу не видны и определяются ТЗ. Некоторые пункты ТЗ противоречивы. Ну, например. При демпфировании провалы напряжения питания не должны сказываться на стрелках. При этом если питание пропало, то все двигатели должны успеть забазироваться при самом малом напряжении питания. В связи с этим основа схемотехники - собственно преобразователь напряжения 12V<>5V.
Alex B._
Цитата(SasaVitebsk @ Jun 25 2008, 00:44) *
При этом если питание пропало, то все двигатели должны успеть забазироваться при самом малом напряжении питания.

Кстати, считаю это самой главной тупизной ТТ - ну нигде такого нет, только у нас. Связано это с наличием кнопки отключения земли от корпуса.
DrGluck
День добрый !
Тут маленький обзор готовых моделей ... wink.gif
myfirmware.narod.ru

P.S. Предложения и вопросы - в почту
BeefCake
Вот еще вариант панеи приборной: http://ferrum-group.ru/catalog/goods.php?id=83&m=10
кстати довольно симпатично выглядит... на борту и бортовой и маршрутный компьютер
DrGluck
... Больше вроде никто и не собирает подобные комбинашки по России.
Когда мы это года четыре назад начинали вообще конкурентов не было wink.gif
("мы" - условно, я там больше не работаю)
Феррумовцы к этому позже пришли ..


DELTA :

Технополис

FLASH-I

Ver 1.0

FLASH-II

Ver 1.0

а предыстория всего этого вот :

Интерфейсная система управления авто
Выставка


...
Kalina
Цитата(SasaVitebsk @ Jun 20 2008, 13:31) *
Я делал. Шесть приборов на Atmega8 и был вариант на At90can128.

Это вы говорите сначала. Потом ....

Цитата(SasaVitebsk @ Jun 25 2008, 00:44) *
Так практически нивчём.


Вас трудно понять 07.gif но всё-таки думаю, что помочь вы не откажитесь, если чё????

Цитата(DrGluck @ Jun 25 2008, 11:20) *
Тут маленький обзор готовых моделей ... wink.gif
myfirmware.narod.ru

P.S. Предложения и вопросы - в почту

Вчепетляет ... a14.gif

Цитата(Alex B._ @ Jun 24 2008, 14:52) *
ну вот к примеру - спидометр

Большое спасибо, а вы говорили что никто не поделится smile.gif Теперь надо схемку обмазговать, думаю там будет ещё много вопросов...
Qwertty
Эти двигатели мне уже мозг изнасиловали sad.gif Никак не заставить их плавно двигаться, ни с програмным ШИМ, ни с аппаратным. При очень маленькой скорости стрелку колбасит, при примерно 20гр в секунду (по выходу редуктора) движение идеальное. При 100 гр/сек шумят неподецки sad.gif
SasaVitebsk, у Вас при маленькой скорости стрелка идет плавно?
Alex B._
Цитата(Qwertty @ Jul 3 2008, 02:27) *
При очень маленькой скорости стрелку колбасит

значит чего-то не то на обмотки подаете. Все должно быть нормально и у свитека и у сонцебоза. Скорость движения стрелки указателя уровня топлива - 90 град за три минуты - никаких проблем нет при 16x микрошаге. Свитеки шумят конечно сильней (и свистят еще, если частота шима ниже 12-15 кГц), но двигаться должны нормально.
SasaVitebsk
Вот-вот. Нам тут какие-то продвигают китайские чёрные движки. Шумят и свистят как падлы. По всем параметрам слизаны со свитека. Я от них отмахиваюсь. Чувствую - проблемы с ними в серии будут.

Движение стрелки должно быть плавным при любой скорости.
Qwertty
Цитата(SasaVitebsk @ Jul 3 2008, 15:34) *
Вот-вот. Нам тут какие-то продвигают китайские чёрные движки. Шумят и свистят как падлы. По всем параметрам слизаны со свитека. Я от них отмахиваюсь. Чувствую - проблемы с ними в серии будут.

А как называются? У меня как раз черный китайский VID23 smile.gif
Цитата(SasaVitebsk @ Jul 3 2008, 15:34) *
Движение стрелки должно быть плавным при любой скорости.

Мне тоже так кажется. Значит буду мучать потихоньку.
Alex B._
Цитата(Qwertty @ Jul 3 2008, 16:29) *
А как называются? У меня как раз черный китайский VID23 smile.gif

это он и есть =))
syoma
Freescale выпускает специальные серии микроконтроллеров для автомобильных комбинаций приборов. Например S12HZ: http://www.freescale.com/webapp/sps/site/p...=0162468636bJwn
У них как раз есть куча драйверов для управления шаговиками и прочей специальной лабуды. Я думаю и соответствующие App Notes тоже есть.
SasaVitebsk
Цитата(syoma @ Jul 4 2008, 12:30) *
Freescale выпускает специальные серии микроконтроллеров для автомобильных комбинаций приборов. Например S12HZ: http://www.freescale.com/webapp/sps/site/p...=0162468636bJwn
У них как раз есть куча драйверов для управления шаговиками и прочей специальной лабуды. Я думаю и соответствующие App Notes тоже есть.

Иногда я просто не понимаю побудительных мотивов таких вот ответов.

Данная вами ссылка описывает МК с числом PWM каналов 6/4. Этого достаточно для управления 3/2 двигателя. При этом её einfo не находит вообще, а ближайшие сопоставимые модели идут от 10.5 до 30 и выше $. Для сравнения mega8 располагает 3 каналами PWM и стоит меньше 1$, mega64 - 10 каналов - 3$, mega640 - 16 - 8.5$.
syoma
[quote]Иногда я просто не понимаю побудительных мотивов таких вот ответов[/quote]

Вы знаете, я автомобильными комбинациями приборов не занимаюсь. Человек спросил:
[quote]
3. Выбор элементной базы (шаговые двигатели, контроллер, преобразователи и д.т.)[/quote]
, я подумал что такая информация ему интересна:[quote]Designed for automotive instrumentation applications, all members of the MCS12H-Family of microcontroller units (MCU) [/quote]
Специально после вашего поста прочитал даташит.
[quote]Для сравнения mega8 располагает 3 каналами PWM и стоит меньше 1$, mega64 - 10 каналов - 3$, mega640 - 16 - 8.5$.[/quote]
MC9S12HZ имеет 6 каналов нормальный PWM плюс специальный PWM Контроллер для управления моторами[quote]The motor controller has eight PWM channels associated with two pins each (16 pins in total)[quote]
Плюс stepper stall detector (SSD) похоже тоже нужная вещь при управлении шаговым мотором.
Я уже не говорю о встроенном драйвере LCD дисплея. То есть насколько я понимаю этот контроллер может делать все в автомобильной комбинации приборов.
Данный микроконтроллер стоит от 8 до 13$ в партиях по 1000шт.
Сэмплы доступны.
[quote]При этом её einfo не находит вообще[/quote]
Ну если вы подбираете комплектацию для панелей приборов, которые по идее будут производиться по 10000шт в год, исходя из ее доступности на базаре, то тогда мне ясно.
Надеюсь мои побудительные мотивы вам стали понятны?
Kalina
Цитата(SasaVitebsk @ Jul 5 2008, 01:26) *
Иногда я просто не понимаю побудительных мотивов таких вот ответов.

А что тут не понимать, человек решил помочь. Поделился известной ему информацией, а не хвастался тем, что он делал, тем более комбинациями он не занимался. Полезна эта информация или нет, это уже второстепенно. За это ему большое спасибо. beer.gif
SasaVitebsk
Цитата(Kalina @ Jul 5 2008, 17:42) *
А что тут не понимать, человек решил помочь. Поделился известной ему информацией, а не хвастался тем, что он делал, тем более комбинациями он не занимался. Полезна эта информация или нет, это уже второстепенно. За это ему большое спасибо. beer.gif

А кто хвастался? smile.gif Надеюсь это камень не в мой огород. smile.gif

Видишь ли. Здесь хвастаться просто нечем... Если вся прога влезает в единицы килобайтов, то чем хвастаться? И ещё раз повторюсь, нет разницы комбинация или один прибор... просто нет. Например у нас одну и туже микруху используют для 6 и 5 приборов. Ненужный просто незапаивают и всё...

Здесь не для хвастовства собираются. А чтобы помочь. Вон Real никогда не хвастается, а половина форума его программатором пользуется и его благодарят. Не буду всех перечислять, чьей помощью я пользовался.

А микруху, которую привели в пример, ты достань сначала, а потом стукни в эту ветку. Да и уточни сколько отладочные на неё будут стоить. Может, если идти по пути, что стоимость комплектации не имеет значения пойти по другому пути? Ну например на каждый двигатель поставить драйвер двигателя MS312003 или один драйвер на 2 двигателя (ms312004) и даже на 4 двигателя(312007).

Будет красиво и просто и намного шума и помех меньше будет.
Кстати освободятся ноги и можно будет "stepper stall detector (SSD)" реализовать. smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.