Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Как оптимально измерить усилие на поворот вала руля человеком ?
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Аналоговая и цифровая техника, прикладная электроника > Метрология, датчики, измерительная техника
san822
Как оптимальнее всего измерить усилие на поворот вала руля человеком ?
Руль на валу управления картом для картинга.
По данным измерений хочу выбрать электропривод заменяющий ручное управление.
Заодно вопрос по электроприводу - какой тип лучше выбрать для этой задачи ?
evgeny_ch
Цитата(san822 @ Apr 16 2009, 12:43) *
Как оптимальнее всего измерить усилие на поворот вала руля человеком ? Руль на валу управления картингом.
По данным измерений хочу выбрать электропривод заменяющий ручное управление.
Заодно вопрос по электроприводу - какой тип лучше выбрать для этой задачи ?
Усилие можно померять динамометром. Закрепляем на оси вращения рычаг,
тянем его динамометром. Зная длину и усилие, считаем момент.
Динамометр можно изготовить самостоятельно из линейки и пружины.
Выбор типа электропривода вещь индивидуальная, определяется конструкцией
механизма, и комплексом зачастую взаимоисключающих требований.
mikesm
Цитата(evgeny_ch @ Apr 16 2009, 14:08) *
Динамометр можно изготовить самостоятельно из линейки и пружины.
Выбор типа электропривода вещь индивидуальная, определяется конструкцией
механизма, и комплексом зачастую взаимоисключающих требований.

Вместо динамометра берем безмен и умножаем показания на 10, получаем в ньютонахsmile.gif
san822
Забыл сказать - я хочу сделать измерительную систему с регистрацией измерений на карте памяти или с передачей по радиоканалу на ПК, чтобы посмотреть на динамику нагрузок при езде, поэтому мне нужен датчик, а не просто динамометр.
Microwatt
Смутно припоминаю, что автоконструкторы исходили из максимального мышечного усилия 15-20кгс на баранке при повороте на стоянке.
Ручник тоже спорили, евронормы 12.5 кгс, а у них получалось вдвое больше. Решили, что советская баба справится с этим шутя.
В карте, конечно, эти усилия много меньше.
stells
Цитата(san822 @ Apr 16 2009, 16:28) *
Забыл сказать - я хочу сделать измерительную систему с регистрацией измерений на карте памяти или с передачей по радиоканалу на ПК, чтобы посмотреть на динамику нагрузок при езде, поэтому мне нужен датчик, а не просто динамометр.

датчики такие называются тензо
Rst7
Цитата
Как оптимальнее всего измерить усилие на поворот вала руля человеком ?


Измерить - то врядли. Оценить - тензодатчиком, наклеенным на вал и щупающим деформацию кручения.

Хотя... Можно и измерить. Копать типа такого - http://www.hbm.ru/index1.php?&id=3&...&idprod=160

А вот - лаба для студентов. http://window.edu.ru/window_catalog/files/...miem2005-30.pdf Страница 13
san822
Цитата(Microwatt @ Apr 16 2009, 16:31) *
Смутно припоминаю, что автоконструкторы исходили из максимального мышечного усилия 15-20кгс на баранке при повороте на стоянке.


Уже полезная информация. Может стоит сразу перейти к выбору электропривода пропустив этап измерений ?
Электроприводов много - как минимум линейные, редукторные, безредукторные.
Какой бы выбрать ?
Microwatt
Нельзя сказать, что я имею тут заметный опыт. Я плохой механик.
Но чисто по инженерной интуиции стартовал бы от редукторного привода с крутящим моментом на выходном валу 30-50 Нм при 1-2 оборотах в секунду. Это двигатель с механической мощностью 30-40 ватт. Ну, может для пущей динамики еще раза в 1.5 увеличить.
Не совсем ясно как часто и быстро нужно крутить баранку. Да и сама затея не ясна. Если это просто управляемый карт, то зачем там баранка? Лаконичнее делать привод прямо на рулевую трапецию, можно обойтись парой винт-гайка вместо дорогого шестеренчатого редуктора. Только вал двигателя разгрузить простыми упорными подшипниками. Скорость, мощность, усилия на таком приводе легко рассчитать.
evgeny_ch
BMW’s new active steering.
Пример, для почитать и подумать.
Мне представляется здесь прямой привод с моментным
электродвигателем, на одном конце вала которого руль,
на другом шестерня реечной передачи рулевой тяги.
Проблема здесь в том, как замкнуть ОС положения электропривода,
сохранив при этом, возможность ручного управления.
Вот мотор из статьи по ссылке.
san822
Цитата(Microwatt @ Apr 16 2009, 18:34) *
Если это просто управляемый карт, то зачем там баранка? Лаконичнее делать привод прямо на рулевую трапецию, можно обойтись парой винт-гайка вместо дорогого шестеренчатого редуктора.


Управлять через вал баранки - это один из вариантов. Привод на рулевую трапецию тоже рассматривается.
Просто не хочется делать карт с нуля, проще попытаться переделать какой-нибудь готовый.


Цитата(evgeny_ch @ Apr 16 2009, 18:49) *


Спасибо, Евгений !
Интересная ссылка.

Цитата(evgeny_ch @ Apr 16 2009, 18:49) *
Проблема здесь в том, как замкнуть ОС положения электропривода,
сохранив при этом, возможность ручного управления.


Кстати, ручное управление сохранять не обязательно.
evgeny_ch
Цитата(san822 @ Apr 16 2009, 18:28) *
Управлять через вал баранки - это один из вариантов. Привод на рулевую трапецию тоже рассматривается.
Просто не хочется делать карт с нуля, проще попытаться переделать какой-нибудь готовый.

Вполне логично, для испытания и отладки системы управления.
Цитата
Спасибо, Евгений !
Интересная ссылка.
Тогда ещё одна.
P545 Autonomous Cart.
Цитата
Кстати, ручное управление сохранять не обязательно.
Возможно, в окончательном варианте,
если это разрешено правилами безопасности.
Из картинки, что по ссылке, следует здравая мысль,
что привод поворота должен помогать (параллельно)
ручному управлению. Управление осуществляется от задатчика (м. б. потенциометр)
положения, связанного с рулевым колесом. Механическое отключение
ручного упр. может осуществляться электромуфтой.
В общем, варианты привязываются к механике.
VslavX
Цитата(san822 @ Apr 16 2009, 12:43) *
Как оптимальнее всего измерить усилие на поворот вала руля человеком ?
Руль на валу управления картом для картинга.
По данным измерений хочу выбрать электропривод заменяющий ручное управление.
Заодно вопрос по электроприводу - какой тип лучше выбрать для этой задачи ?

Многие автомобили последних лет идут с электроусилителями рулевого - в большинстве из них стоит тензодатчик на кручение. Думаю, можно что-то подобрать на разборке (с аварийной машины) или заказать сам датчик как запчасть - там и соотв муфта и ограничители должны быть "в сборе".
Если ручное управление заменяется полностью - то самое простое - применить игровой руль. Правда, какой тогда интерес ездить на таком карте - непонятно - без обратной-то связи.
san822
Цитата(VslavX @ Apr 17 2009, 12:28) *
Многие автомобили последних лет идут с электроусилителями рулевого - в большинстве из них стоит тензодатчик на кручение.


Честно говоря, я внутренности автомобилей не очень хорошо знаю - про электроусилитель руля слышу впервые.
Вроде обычно применяют гидроусилитель ?


Цитата(VslavX @ Apr 17 2009, 12:28) *
Если ручное управление заменяется полностью - то самое простое - применить игровой руль. Правда, какой тогда интерес ездить на таком карте - непонятно - без обратной-то связи.


Ну, во-первых, смотря какой игровой руль взять. Есть рули с обратной связью.
Интерес езды на картах заключается не только в кручении руля, другие-то удовольствия останутся.
smile.gif
evgeny_ch
Цитата(san822 @ Apr 16 2009, 12:43) *
Как оптимальнее всего измерить усилие на поворот вала руля человеком ?
...
В случае применения электропривода с ОС,
усилие управления (момент на валу двигателя) линейно зависит от тока.
Т. е. тензодатчиков не нужно.
stells
Цитата(san822 @ Apr 17 2009, 13:33) *
Честно говоря, я внутренности автомобилей не очень хорошо знаю - про электроусилитель руля слышу впервые.
Вроде обычно применяют гидроусилитель ?

в последнее время все больше электроусилители применяют. к тому же с ними проще адаптивную обратную связь сделать, что особенно популярно сейчас - разные режимы вождения и дорожные условия... тем самым тензодатчиком измеряют усилие на руле и компенсируют избыточное электроприводом
Microwatt
Братцы-эмбеддеры, а не приходит в голову, что прямоприводный электроусилитель руля в карте раза в три дороже самого карта обойдется? Или до таких мелочей программеры не опускаются?
stells
Цитата(Microwatt @ Apr 17 2009, 14:09) *
Братцы-эмбеддеры, а не приходит в голову, что прямоприводный электроусилитель руля в карте раза в три дороже самого карта обойдется? Или до таких мелочей программеры не опускаются?

это смотря о каком карте речь... сейчас наверное и такие есть, что стОят, как хороший автомобиль biggrin.gif
evgeny_ch
Цитата(Microwatt @ Apr 17 2009, 13:09) *
Братцы-эмбеддеры, а не приходит в голову, что прямоприводный электроусилитель руля в карте раза в три дороже самого карта обойдется? Или до таких мелочей программеры не опускаются?
Не знаю, как сейчас, а раньше занюханый велик
с электроприводом, тянул на несколькот тыруёв.
У богатых свои закидоны. biggrin.gif
san822
Цитата(Microwatt @ Apr 17 2009, 14:09) *
Братцы-эмбеддеры, а не приходит в голову, что прямоприводный электроусилитель руля в карте раза в три дороже самого карта обойдется? Или до таких мелочей программеры не опускаются?


Вообще-то хотелось бы не сильно раздувать бюджет, так как это некоммерческий проект - скорее эксперимент.
Под оптимальностью выбора электропривода подразумевается в том числе получение нужного результата за приемлемые деньги.


Цитата(stells @ Apr 17 2009, 14:16) *
это смотря о каком карте речь... сейчас наверное и такие есть, что стОят, как хороший автомобиль biggrin.gif


Цена на карты разная - от нескольких десятков тысяч рублей за простые(с ДВС) б.у. до 10-15 000 евро за новые электрокарты с АКБ.
stells
Цитата(san822 @ Apr 17 2009, 14:26) *
Вообще-то хотелось бы не сильно раздувать бюджет, так как это некоммерческий проект - скорее эксперимент.
Под оптимальностью выбора электропривода подразумевается в том числе получение нужного результата за приемлемые деньги.

наверное самый бюджетный вариант для эксперимента - пара винт-гайка на рулевую трапецию и шаговый двигатель с редуктором
Microwatt
Цитата(stells @ Apr 17 2009, 13:33) *
наверное самый бюджетный вариант для эксперимента - пара винт-гайка на рулевую трапецию и шаговый двигатель с редуктором

Шаговый двигатель тут плохой кандидат. Низкая скорость и плохая приемистость. Стоимость же высока. Хорошо будет работать простой коллекторник. Хорошо бы с последовательным возбуждением - больше пусковой момент.
Редуктор - вообще лишнее. Пара винт/гайка и есть редуктор. Усилие от пары можно легко подрегулировать рычагом в готовой конструкции.
stells
Цитата(Microwatt @ Apr 17 2009, 16:02) *
Шаговый двигатель тут плохой кандидат. Низкая скорость и плохая приемистость. Стоимость же высока. Редуктор - вообще лишнее.

редуктор возможно действительно ни к чему, а приемистость большая скорее всего не нужна - ручное управление в силу инерционности реакции человека тоже не обладает большой приемистостью. стоимость же шагового привода окупится простотой реализации, что наверное немаловажно для эксперимента... по-моему laughing.gif
VslavX
Цитата(san822 @ Apr 17 2009, 12:33) *
Честно говоря, я внутренности автомобилей не очень хорошо знаю - про электроусилитель руля слышу впервые.
Вроде обычно применяют гидроусилитель ?

Гидро - это уже прошлый век smile.gif. Это постоянно работающий насос (иногда правда его делают с электроприводом), сальники, бачки, шланги, все это изрядно стоит, изнашивается, требует обслуживания и ремонта. Электрике этого ничего не надо. VAG на платформе 5-го Гольфа с 2004-го применяет электроусилители и там точно стоит тензодатчик и семь ступеней усиления можно запрограммировать на сервисе. Причем в критических ситуациях комп еще и может помогать подруливать - дает максимальное усиление. Новые Мазды, Хонды - года с 2007 - тоже электрика, но там насчет типа датчика ничего сказать не могу. ВАЗ тоже ЭУРы применяет - может быть оптимальный вариант по "доставаемости"/цене.
Deka
Попробуйте привод от автомобильных стеклоподъёмников. Довольно сильная штука... Там и мотор и редуктор червячный и скорости можно разные подобрать.
stells
Цитата(Deka @ Apr 18 2009, 22:53) *
Попробуйте привод от автомобильных стеклоподъёмников.

как Вы себе это представляете? рулевое управление будет так же плавно и медленно работать, как стеклоподъемники?
evgeny_ch
Самым простым решением будет линейный привод.
Не реклама, а в качестве примера.
stells
Цитата(evgeny_ch @ Apr 19 2009, 10:53) *
Самым простым решением будет линейный привод.

наверное. только в Питере из линейных приводов скорее всего будет доступно то, что приведено
Цитата(evgeny_ch @ Apr 19 2009, 10:53) *

biggrin.gif
зато шаговый двигатель в Электроприводе можно любой купить, даже всякие винты можно купить... можно и линейный актуатор, но у них скорость перемещения маленькая
evgeny_ch
Цитата(stells @ Apr 19 2009, 10:36) *
наверное. только в Питере из линейных приводов скорее всего будет доступно то, что приведено

biggrin.gif
зато шаговый двигатель в Электроприводе можно любой купить, даже всякие винты можно купить... можно и линейный актуатор, но у них скорость перемещения маленькая
Купить то можно, вот только применить проблемно.
У ШД с ростом частоты существенно падает момент,
поэтому для применения в динамике, потребуется Большой ШД.
Сомневаюсь, что ШД сможет длительно выдерживать тряску и удары,
у него зазор статор/ротор мал, может просто заклинить. Винтгайка тоже, итдтп. biggrin.gif
Чем извращать ШД с ОС по положению, уж лучше взять ДПТ и редуктор.
Напомню, надо ещё момент мерять, простыми средствами,
что для привода с ШД нереально.
stells
Цитата(evgeny_ch @ Apr 19 2009, 11:53) *
Чем извращать ШД с ОС по положению, уж лучше взять ДПТ и редуктор.

ОС по положению привода автору скорее всего не нужна, его видимо интересует ОС по положению автомобиля. а ДПТ может и лучше, но посложнее в реализации... хотя, спорить с Вами, evgeny_ch, по поводу приводов не буду biggrin.gif
кстати, момент автор хотел измерить только с целью определиться с электроприводом... насколько я понял
evgeny_ch
Цитата(stells @ Apr 19 2009, 11:25) *
...
кстати, момент автор хотел измерить только с целью определиться с электроприводом... насколько я понял
Полезная штука для оптимизации конструкции и пр. разборок полётов.
Едем, записываем в лог и потом смотрим что как. Почти F1. biggrin.gif
evgeny_ch
Добавлю насчёт доступности.
Изготовить линейный мотор несложно.
Дисковые магниты, катушки из меди,
немного железа. В сети много информации
о конструктивах и параметрах таких двигателей.
Управление и датчики ОС стандартного типа.
san822
Цитата(evgeny_ch @ Apr 19 2009, 10:53) *
Самым простым решением будет линейный привод.
Не реклама, а в качестве примера.


По поводу привода от завода "Ленинец" - не перебор ли по тягловому усилию и потребляемой мощности ?

Цитата
Технические характеристики:

Тягловое усилие, Н не менее 300,0
Величина хода штока, мм 0,2-20,0
Импульсная мощность при перемещении штока, Вт не более 360
Диапазон рабочих напряжений, В 7-120
Срок службы, лет 15
Georgy
Хочу сказать, что привод обязан не мешать водиле крутить руль, ибо исчезни электричество, и рулить нечем!
то есть отметаются редукторы системы ниппель , болт-гайка и т.п.
Цитата
возможность удержания штока в фиксированном положении в обесточенном состоянии с требуемым усилием без затрат энергии

Тоже нехилый повод подзалететь от завода "Ленинец" если неправильно пользоваться.
Вообще мне идея электропривода кара не кажется оправданной. Это ж паньськи вытребеньки!
Гаи не примет, безопасность ведь!
Microwatt
Цитата(evgeny_ch @ Apr 19 2009, 13:48) *
Добавлю насчёт доступности.
Изготовить линейный мотор несложно.
Дисковые магниты, катушки из меди,
немного железа.

"Радость труда" - особое, сильное чувство.
Охватывает поэтов, когда они наблюдают, как рабочие дружно месят бетон на плотине новой ГЭС.
smile.gif
Serj78
В качестве привода могу посоветовать мотор от дворников. Как-то делали манипуляторы с подвижной"рукой", применяли моторы от дворников отечественные (от "копейки") оказалось- жутко долговечная вещь- опытный образец работает до сих пор, (уже 9 лет) мотор питается от 16 вольт. потом перешли на пневматику для линейных движений, а для вращательных отставили моторы от дворников..

Вообще, в качестве узлов автоматики удобно применять серийные "автомобильные" решения- они имеют большую надежность и ресурс...

Вам конечно, не подойдет мотор от "копейки"- мощность там мала, (10 А жрет), я бы походил по разборкам и поискал бы привод дворников какого- нибудь микроавтобуса VW, например...
san822
Цитата(Georgy @ May 6 2009, 18:02) *
Вообще мне идея электропривода кара не кажется оправданной.
Гаи не примет, безопасность ведь!


Вы где-нибудь видели на картинговых трассах посты ГАИ ?
laugh.gif


Цитата(Serj78 @ May 9 2009, 12:32) *
В качестве привода могу посоветовать мотор от дворников.


Тоже вариант.
Кстати, как удерживать вал электродвигателей неподвижно ?
Ведь при повороте потребуется не постоянное кручение движка - будут моменты,
когда колеса нужно будет удерживать под определенным углом.

Вроде есть электроприводы вентиляционных заслонок(типа Belimo, Polar Bear и др.) с пропорциональным управлением,
т. е. угол поворота зависит от напряжения на управляющем входе(например, от 0 до 10В), может они подойдут ?
Georgy
Цитата
Вы где-нибудь видели на картинговых трассах посты ГАИ ?

...На каждом повороте... twak.gif
Регистрация кара разве не предусмотрена?
san822
Цитата(Georgy @ Jun 3 2009, 13:52) *
Регистрация кара разве не предусмотрена?


Впервые про это слышу.
biggrin.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.