Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Коммутация аккумуляторов мощными полевиками
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Силовая Электроника - Power Electronics > Первичные и Вторичные Химические Источники Питания
Страницы: 1, 2
-=TRO=-
Есть 2 аккумулятора на 12 вольт. Нужно оперативно переключать их с паралельного включения на последовательное. Рабочие токи до 20 ампер. Реле нехочу из за ресурса, переключать нужно часто. Хочу сделать на полевика IRFZ44n(есть в запасах). Велосипед изобретать нехочется, может кто видел готовое решение, или решал подобную задачу?
jam
Цитата(-=TRO=- @ Jun 19 2009, 22:49) *
Есть 2 аккумулятора на 12 вольт. Нужно оперативно переключать их с паралельного включения на последовательное. Рабочие токи до 20 ампер. Реле нехочу из за ресурса, переключать нужно часто. Хочу сделать на полевика IRFZ44n(есть в запасах). Велосипед изобретать нехочется, может кто видел готовое решение, или решал подобную задачу?

Задачу подобную не решал, но очевидно, что она не проста - что бы не закоротить аккумуляторы во время переключения придётся кратковременно разрывать цепь 20ампер, что без наличия конденсаторов приведёт к большим напряжениям в сети за счёт индукции - нужны супрессоры а схему с конденсаторами считать на спайсе что бы не превысить максимальный ток. Если вставить индуктивности нужно позаботится что бы не превысить максимальный лавинный ток и энергию - без расчётов лучше не пробывать, поэтому даже если подобная схема где то есть , её всё равно придётся адаптировать. Например катушка из трёх витков провода без сердечника диаметром 1 см ( около 1нГ) в схеме разряда конденсаторов надёжно защищает 1кА тиристор - а без неё он идёт на помойку через несколько дней.
-=TRO=-
Фильтрующих конденсаторов нет(или пока нет), в качестве нагрузки подключен электродвигатель через схему ограничения тока.

У меня вопрос не столько про сопутствующие проблемы комутации и управления(решу как нибудь, полевиков много biggrin.gif ), а о том как включать полевики.
jam
Цитата(-=TRO=- @ Jun 20 2009, 00:12) *
Фильтрующих конденсаторов нет(или пока нет), в качестве нагрузки подключен электродвигатель через схему ограничения тока.

У меня вопрос не столько про сопутствующие проблемы комутации и управления(решу как нибудь, полевиков много biggrin.gif ), а о том как включать полевики.


Если вместо полевиков взять mos реле - то это значительно упростит схему - поскольку у них по входу опторазвязка и не требуются напряжения для открывания затвора - это можно сгородить и самому из полевиков и оптоизоляторов pvi1050 - но для одной штуки игра явно не стоит свеч. МОП реле штука дорогая и имеет те же недостатки что и транзисторы - может сгореть от выбросов тока и напряжения а ещё может сработать от помехи по коммутируемой сети. Очевидно, что для Вашей задачи достаточно 3 шт.
Может Вам лучше сделать повышающий регулятор, а аккумуляторы не трогать?
Herz
А всё-таки жаль, что реле не подходит: переключение двумя группами контактов можно было бы сделать беспрецедентно простым и надёжным. Ни с какими полевиками не сравнить. Неужели частоты коммутации в самом деле такие высокие? Сложно представить, для чего это может понадобиться.
SSerge
Где-то так
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Вместо ключа можно использовать N- или P-канальный полевик.
domowoj
Цитата(-=TRO=- @ Jun 20 2009, 01:49) *
Есть 2 аккумулятора на 12 вольт. Нужно оперативно переключать их с паралельного включения

А как же они у вас параллельно то включены???
-=TRO=-
А они у меня включены последовательно. Ограничитель тока импульсный с ШИМ, размером со спичечный коробок и совсем не греется, он же выполняет роль оперативного включения двигателя (есть входы для концевиков). Но, большую часть времени двигатель работает на оборотах для которых достаточно 12в питания. А когда амплитуда ШИМ 12в место 24в, то меньше искрообразование на щётках, и соответственно выше ресурс щёток и коллектора. Поэтому и хочу сделать коммутацию аккумуляторов.

SSerge Диоды не катят, для них нужен радиатор, и потеря КПД. Ладно, поставлю вместо диодов и ключа полевики, и посмотрю что из этого получится.
domowoj
А двигатель то с последовательным или параллельным возбуждением?
И при чем здесь искрообразование.
-=TRO=-
А двигатель с возбуждением постоянными магнитами.

А вот причём: Чем больше напряжение ШИМ, тем длинее дуга от щёток по ламелям коллектора.
=L.A.=
Цитата(-=TRO=- @ Jun 19 2009, 22:49) *
Есть 2 аккумулятора на 12 вольт. Нужно оперативно переключать их с паралельного включения на последовательное. Рабочие токи до 20 ампер. Реле нехочу из за ресурса, переключать нужно часто. Хочу сделать на полевика IRFZ44n(есть в запасах). Велосипед изобретать нехочется, может кто видел готовое решение, или решал подобную задачу?



Наверное сейчас уже не учат, что аккумуляторы в параллель включать низзя. В мое время учили, повторяли эту мысль очень часто.
domowoj
Странно.
Люди обычно склонны к плавному пуску двигателей.

Что хоть делаете? Сформулируйте задачу поконкретнй.
Herz
Цитата(=L.A.= @ Jun 20 2009, 10:43) *
Наверное сейчас уже не учат, что аккумуляторы в параллель включать низзя. В мое время учили, повторяли эту мысль очень часто.

Сейчас уже можно. biggrin.gif
-=TRO=-
Да знаю я все недостатки и возможные последствия запаралеливания аккумуляторов, но тем не менее.

to domowoj
Стабилизатор тока и есть гарант плавного пуска двигателя.
А задача сформулирована конкретней некуда и полностью озвучена в шапке топика.
BORIV
Почему бы просто не поставить фильтр на выходе шима.
-=TRO=-
BORIV Я Думал об этом, но слабо представляю дроссель и конденсаторы фильтра на такие токи и напряжение ШИМ, и по моему масогабариты будут поболее схемы коммутации питания. А это для меня немного критично.
=L.A.=
Цитата(Herz @ Jun 20 2009, 13:17) *
Сейчас уже можно. biggrin.gif


Но не нужно smile.gif Если только один из аккумов не севший напрочь smile.gif. В принципе, SSerge дал вполне подходящую схему, ничего лучшего , думаю, уже не найдется.
jam
Цитата(-=TRO=- @ Jun 20 2009, 13:32) *
BORIV Я Думал об этом, но слабо представляю дроссель и конденсаторы фильтра на такие токи и напряжение ШИМ, и по моему масогабариты будут поболее схемы коммутации питания. А это для меня немного критично.

Шим регулятор 100в х 100а - небольшая тумбочка весом 30кг 20из которых весит дроссель - апроксимируя вниз Ваш дроссель будет весить 1 кг - может оно не так страшно?
-=TRO=-
Не люблю я дроссели, зазоры там всякие, насышения, нету опыта. Да и стабилизатор тока переделывать прийдётся (повышать частоту, сейчас 6 килогерц).
А конденсаторы на долговеменную фильтрацию 20 ампер, то-же не тривиальная сборочка, боюсь как бы они у меня вздуватся не начали раньше износа коллектора(шило на мыло).
Но тем не менее мысль хоронить не буду, сяду посчитаю на досуге.
jam
Цитата(=L.A.= @ Jun 20 2009, 14:00) *
Но не нужно smile.gif Если только один из аккумов не севший напрочь smile.gif. В принципе, SSerge дал вполне подходящую схему, ничего лучшего , думаю, уже не найдется.

Схема и вправду хороша, но переходные процессы в ней тоже есть - открытые диоды имеют время восстановления.

Цитата(-=TRO=- @ Jun 20 2009, 15:15) *
Не люблю я дроссели, зазоры там всякие, насышения, нету опыта. Да и стабилизатор тока переделывать прийдётся (повышать частоту, сейчас 6 килогерц).
А конденсаторы на долговеменную фильтрацию 20 ампер, то-же не тривиальная сборочка, боюсь как бы они у меня вздуватся не начали раньше износа коллектора(шило на мыло).
Но тем не менее мысль хоронить не буду, сяду посчитаю на досуге.

Повышающий регулятор может быть сам источником тока - т.е речь идёт о замене вашей коробочки другой, более тяжёлой.
Microwatt
Цитата(-=TRO=- @ Jun 20 2009, 09:35) *
А они у меня включены последовательно. А когда амплитуда ШИМ 12в место 24в, то меньше искрообразование на щётках, и соответственно выше ресурс щёток и коллектора. Поэтому и хочу сделать коммутацию аккумуляторов.

Да не делают так! Левой пяткой правое ухо чесать крайне неудобно. Стандартное решение - правильно сделанный ШИМ.
То, что Вы не любите пока дроссели - не помеха. Если очень захочется - разберетесь и полюбите. Вовсе это не тумбочка по размеру для Вашего случая.
Это еще один пример того, как неверно сформулированная изначально задача порождает кучу бесполезных решений. Люди-то подумали, что действительно нужно коммутировать аккумуляторы.
-=TRO=-
Ладно, я всё понял.
Сначала попробую задрать частоту ШИМ, на сколько это будет безболезенно возможно, а потом прикину параметры фильтра на эту частоту.
Microwatt
Цитата(-=TRO=- @ Jun 20 2009, 14:54) *
Ладно, я всё понял.
Сначала попробую задрать частоту ШИМ, на сколько это будет безболезенно возможно, а потом прикину параметры фильтра на эту частоту.

20-40кГц - абсолютно "детская" частота для современных магнитных материалов и компонентов.
Уточните токи и напряжения на входе/выходе и я попробую Вам помочь в расчете дросселя.
-=TRO=-
Ток ограничен по обратной связи 18 амперами (меряю падение на кабеле до двигателя, с дросселем прийдётся поставить шунт до него). Частоту поднял до 20кГц, выше не хочу, раньше когда эксерементировал начинались проблемы с обратной свазью выше 30кГц (может из за длины провода на котором меряю, но там всего метр в 4 квадрата, до аккумуляторов ещё метр).
Спасбо за желание помочь расчитать дроссель, хотелось бы получить и рекомендацию насчёт конденсаторов псле него.
Microwatt
Цитата(-=TRO=- @ Jun 20 2009, 17:02) *
Ток ограничен по обратной связи 18 амперами (меряю падение на кабеле до двигателя, с дросселем прийдётся поставить шунт до него). Частоту поднял до 20кГц, выше не хочу, раньше когда эксерементировал начинались проблемы с обратной свазью выше 30кГц (может из за длины провода на котором меряю, но там всего метр в 4 квадрата, до аккумуляторов ещё метр).
Спасбо за желание помочь расчитать дроссель, хотелось бы получить и рекомендацию насчёт конденсаторов псле него.

Да, 20 кГц, конечно, не частота, но.... если вход 21-28 вольта, выход 12, максимальный ток через двигатель (эффективный) 18 ампер. то в первом приближении
Сердечник Е42/21/20 зазор 1мм, 14 витков 2.9 мм диаметр 70 миллиом по переменке. 50мкГн. Ток насыщения 21 ампер. Намотать, конечно придется не этим прутком, а жгутом приблизительно 2-2.5кв мм суммарного сечения.
зато, и сопротивление уменьшится в 5-7 раз.
Конденсаторы... ну, если дроссель подъемный, займемся и конденсаторами.
domowoj
-=TRO=-
А разве 12Вольт для пуска двигателя не хватает?


или я чего-то не понимаю?
-=TRO=-
Хватает.
24вольта нужно для достижения максимальной скорости которая при 12в недоступна.
А стабилизатор тока для защиты двигателя и аккумуляторов от перегрузки, (слишком агресивный характер нагрузки, вплоть до остановки).
Непонимаю, в чём недопонимание.
domowoj
Об этом ни слова не было.

Тогда тебе нужен не стабилизатор тока, а стабилизатор момента вращения!
-=TRO=-
У двигателей с возбуждением от постоянных магнитов зависимость тока от момента практически линейная, а теоретически тем более.
@Ark
to '-=TRO=-":
Если Вам нужно управлять двигателем, посмотрите на эту платку:
http://www.ellab.ru/russian/razrabotki/sva...rka_018_rus.htm
может подойдет для Ваших целей.
-=TRO=-
@Ark Эта плата ничего не решает в данном контексте.
@Ark
А что Вы хотите решить? Кроме аккумулятора, двигателя и этой платы (AWD15), Вам ничего не нужно. Там все уже решено...
-=TRO=-
Шутить изволите? Тему читали вобще? На той плате полюбому ШИМ с амплитудой источника питания, т.е. никакой разницы с уже имеющейся реализацией.
@Ark
Я что-то не пойму, Вам двигателем нужно управлять или аккумуляторы коммутировать? Если двигателем управлять, то Ваше решение перекомутацией аккумуляторов, Imho, совершенно не к месту. Вам уже говорили, что так никто не делает.
-=TRO=-
Стереотипы. Любое рабочее решение в электронике имеет право на реализацию. Слова "так никто не делает" для меня не аргумент.
@Ark
Ну тогда, могу только пожелать успехов...
Microwatt
Цитата(@Ark @ Jun 20 2009, 19:07) *
Ну тогда, могу только пожелать успехов...

Да уж... присоединюсь к пожеланиям.
Эдак DC-DC стабилизаторы/регуляторы вообще уйдут в темное прошлое. Всегда можно подобрать нужное количество батареек и скоммутировать....
-=TRO=-
Всё дело в приоритетх и компромисах.
Гдето рулит DC-DC, а гдето и комутация.
Я пока не собираюсь хоронить ни один из вариантов, возможно опробую оба.

Вдогонку пара вопросов.

Почему в этой статье в первом примере, при расчёте дросселя, Iпульс принимается равым 10%? Мне для расчёта тоже ток делить на 10?

И 2й вопрос. Можно ли в моём случае собрать сборный дроссель из ферритовых чашек, например надев дроссели из них на одну общюю ось? (Просто чашек этих у меня навалом, да и зазор в них не проблема вроде).

Кстати, я не только дроссели не люблю, тут к примеру, спорят какие конденсаторы ставить после дросселя на 2 Ампера , а у меня токи на порядок выше.
jam
Цитата(-=TRO=- @ Jun 21 2009, 00:26) *
И 2й вопрос. Можно ли в моём случае собрать сборный дроссель из ферритовых чашек, например надев дроссели из них на одну общюю ось? (Просто чашек этих у меня навалом, да и зазор в них не проблема вроде).

Дроссель на чашках конечно лучше , но чашки гораздо дороже чем П или Е. Конденсаторы - не критично если добавить эдак 10 мкф керамики набранной впаралель
Microwatt
Цитата(-=TRO=- @ Jun 20 2009, 23:26) *
Почему в этой статье в первом примере, при расчёте дросселя, Iпульс принимается равым 10%? Мне для расчёта тоже ток делить на 10?

И 2й вопрос. Можно ли в моём случае собрать сборный дроссель из ферритовых чашек, например надев дроссели из них на одну общюю ось? (Просто чашек этих у меня навалом, да и зазор в них не проблема вроде).

Пульсации тока в дросселе так же необходимы, как велосипедисту постоянное кручение педалей, чтобы не упасть. Они могут быть выбраны в ШИМ от нескольких процентов до 100% на границе разрывного режима.
Хорошее правило начать с 30%.
Пульсации в 30% означают, что предельный ток в дросселе будет на 30/2=15% выше предельного тока потребления. В Вашем случае это 21 ампер при потреблении 18А.
Также хорошее правило проектировать дроссель из стандартных подходящих по параметрам компонентов, а не собирать автошину многослойной наваркой старых галош и презервативов.
-=TRO=-
Теперь ясно, я просто не понял сразу что такое пульсации тока в дросселе, дошло когда увидел слова "до 100% на границе разрывного режима", большое спасибо.

Ну а на счёт галош и презиков: не знаете про чашки, так и скажите, я уж сам как ни-будь проверю влияние взаимного их расположения опытным путём.
Microwatt
Цитата(-=TRO=- @ Jun 21 2009, 00:30) *
Ну а на счёт галош и презиков: не знаете про чашки, так и скажите, я уж сам как ни-будь проверю влияние взаимного их расположения опытным путём.

Чашки достаточно хорошо знаю потому и советую. Это неподходящая основа для такого дросселя.
Нужно искать Е или П сердечник сечением 1.5-2 квадрата. Или повышайте частоту до нормальных хотя бы 50-65 кГц. Есть такое удивительное свойство дросселя, что зазор и витки мало зависят от размеров и формы сердечника. Его выбирают больше из конструктивных соображений.
В чашки даже Б42 просто не влезет такой толстый провод. С ростом частоты можно снизить потребную индуктивность и немного количество витков.
jam
Цитата(-=TRO=- @ Jun 21 2009, 01:30) *
Ну а на счёт галош

Чашки обычно делаются беззазорными поскольку охлаждение провода в них крайне затруднено. Зазор выбирается исходя из 3 параметров - нагрев провода, нагрев феррита , поток сердечника. Мотать надо многожильным изолированным проводом - у меня есть линцендрат 0.1х100 - мотаю им несколько впаралель - если нет - можно сделать самому сложив ПЭВ - не пробывал, но может быть стоит его поместить в термоусадку. Толстым проводом мотать нельзя - он будет греться так, что дым пойдёт.
domowoj
-=TRO=-
Намотай свои 14 витков... медной трубкой, а для охлаждения пусти по ней спирт.
-=TRO=-
Чё нить подберу в поедельник. У меня на работе, через стенку, постоянно человек сидит, списанную апаратуру демонтирует, целиком приборы выкидывать нельзя, а расфигаченные в мусор можно. Так что железа с трансформаторов тоже навалом.
Спасибо за консультации.

Кстати есть ещё готовые дроселя на кольцах, сантиметра по 4 в диаметре с проводом около 1мм, их тоже впаралель нельзя?
Как по быстрому проверить напряжение насыщения на заданной частоте у готовог дросселя, есть идеи?
jam
Цитата(-=TRO=- @ Jun 21 2009, 03:09) *
Чё нить подберу в поедельник. У меня на работе, через стенку, постоянно человек сидит, списанную апаратуру демонтирует, целиком приборы выкидывать нельзя, а расфигаченные в мусор можно. Так что железа с трансформаторов тоже навалом.
Спасибо за консультации.

Кстати есть ещё готовые дроселя на кольцах, сантиметра по 4 в диаметре с проводом около 1мм, их тоже впаралель нельзя?
Как по быстрому проверить напряжение насыщения на заданной частоте у готовог дросселя, есть идеи?

Это слишком маленькие - если чашки чтоб с запасом - возмите pm114 или pm87 - но в магазине они денег стоют.

Цитата(domowoj @ Jun 21 2009, 03:05) *
Намотай свои 14 витков... медной трубкой, а для охлаждения пусти по ней спирт.

Спасибо - суперидея. Но наверно лучше пойдёт ацетон или пропан есть какието высоктемпературные фреоны - трубку надо из диэлектрика - а внутри провод.
domowoj
Трубка - проводник, на выс. частотах ток течет по поверхности проводника.
(а ацетон пить нельзя)
-=TRO=-
bb-offtopic.gif
Всё понятно. Значит берём медную трубку, заливаем спирт, выпариваем прогревом воздух, герметизируем, получаем обмотку дросселя из тепловых трубок на спирту, на выводы тепловой трубки ставим модули пельтье с радиаторами - чтобы энергия нагрева зря не пропадала, пусть подпитывает аккумуляторы(может вечный двигатель получится). Покрасить всё брозовой краской и продать японцам, они такой хайтек-стимпанк с руками оторвут. На вырученное бабло купить готовое решениевесом в 1кг, на литиевых-железофосфатных аккумуляторах и бесколлекторным двигателем с редкозаемельными магнитами.
bb-offtopic.gif
BORIV
Похоже, что все забыли, для чего нужен фильтр в данном случае. wassat.gif
-=TRO=-
Так я напомню:

Для уменьшения амплитудного напряжения ШИМ на щётках двигателя.
Что в свою очередь должно уменьшить дугообазование.
И увеличить ресурс коллектора двигателя.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.