Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Электропривод
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Силовая Электроника - Power Electronics > Электрические машины, Электропривод и Управление
Rom20
Доброго времени!
Задача: Управлять двумя спаренными ДПМ в ручном режиме, задавать различные скорости, тормозить в режиме реверса и свободное торможение. Вот у коллеги взял готовую схему электропривода с обратной связью, убрал не нужные мне элементы. Вот что получидлось (см. приложения). Посоветуйте по самой схеме может что стоит добавить, и по разводке печатной платы может что не так
P.S. Top layer не отзеркаленн.
slog
А где обратная связь? Где датчики тока? Или они не нужны? Зачем такая толстая Мега? Какой мощности двигатели? С такими длинными и тонкими проводками на плате скорее всего работать нормально не будет.
Rom20
Цитата(slog @ Jan 30 2009, 11:17) *
А где обратная связь? Где датчики тока? Или они не нужны? Зачем такая толстая Мега? Какой мощности двигатели? С такими длинными и тонкими проводками на плате скорее всего работать нормально не будет.

Обратная связь не нужна, датчики тока тоже, просто другой меги в наличии нет вот и взял которая есть, Двигатель мощности 1.6А, 2шт. Какое именно проводники на плате стоит заменить? Которые идут от меги к L298?
_Pasha
Не заработает.

Почитайте в ДШ на L298 пример топологии и особо далеко от него не отходите. А про длину дорожек к меге - так это действительно вопрос пятый. Главное - чтобы покороче и потолще там, где ходют большие токи.
ЗЫ - да и на МС34063 тоже надо земли-то добавить...
ЗЗЫ - конденсаторы С18 и С19 по 10нФ - почему такие большие, да и вообще, зачем они ?
Iptash
Даа. Мега конечно жирная. А UART вы будете применять. Если нет, то зачем вообще здесь МК применять, раз нет обратных связей. Можно
на нескольких лог. и дискретных элементах зделать.
gormih
Цитата(Iptash @ Jan 30 2009, 13:33) *
Даа. Мега конечно жирная. А UART вы будете применять. Если нет, то зачем вообще здесь МК применять, раз нет обратных связей. Можно
на нескольких лог. и дискретных элементах зделать.

Вчерашний день - разбивная логика. современные контроллеры дешевле обходятся + гибкость.
Iptash
Цитата(gormih @ Jan 30 2009, 18:51) *
Вчерашний день - разбивная логика. современные контроллеры дешевле обходятся + гибкость.

Не спорю. 128 Атмега не такая уж дешевая, я и сам все делаю на МК, но двумя ножками подергать этот МК слишком жирный будет,
а по мне пусть хоть пентиум 4 ставят, я разве против.
_Pasha
Цитата(Iptash @ Jan 30 2009, 19:40) *
Не спорю. 128 Атмега не такая уж дешевая

smile.gif Гляньте внимательно: там просто тип компонента от балды написан. Все остальное соответствует меге8/48

Так что и Вас с 1 апреля smile.gif
Iptash
Цитата(_Pasha @ Jan 30 2009, 21:05) *
smile.gif Гляньте внимательно: там просто тип компонента от балды написан. Все остальное соответствует меге8/48

Так что и Вас с 1 апреля smile.gif


Да, точно. rolleyes.gif
haker_fox
Цитата(Rom20 @ Jan 30 2009, 14:42) *
и по разводке печатной платы может что не так

Места свободного много и проводники на плате уж больно причудливой формы: много длинных петель, желательно укоротить.
VladimirYU
Цитата(Rom20 @ Jan 30 2009, 09:42) *
Доброго времени!
Задача: Управлять двумя спаренными ДПМ в ручном режиме, задавать различные скорости, тормозить в режиме реверса и свободное торможение. Вот у коллеги взял готовую схему электропривода с обратной связью, убрал не нужные мне элементы. Вот что получидлось (см. приложения). Посоветуйте по самой схеме может что стоит добавить, и по разводке печатной платы может что не так
P.S. Top layer не отзеркаленн.


По схеме.
1. Зачем при вашей мощности двигателя параллелить мосты. В Вашем случае одной L298 хватит ддля управления двумя движками.
2. Если уж заточили мегу128, то есть смысл в качестве управления на драйвер использовать выходы аппартных ШИМ таймеров 1 и 3. Выводы 5,6,7 (OC3A, OC3B, OC3C) 15,16,17 (OC1A, OC1B, OC1C).
3. Обратной связи не вижу никакой. Для ДПМ обратная связь по току не нужна. Можно включить шунт между 1 и 15 L298 и минусом источника 27В, для контроля тока и защиты двигателя от перегрузки и режима к.з. (заклинило рабочий вал, например). Сигнал с шунта через буферный ОУ ( с однополярным питанием rail-to-rail ) на входы АЦП меги 128.
4. Если речь об обратной связи по скорости, то решение в зависимости от типа датчика скорости (импульсный, тахогенератор и т.д. ) или косвенно E = U +/- IR где Е = K x W, K- постоянный конструктивный коэффициент,
W - угловая скорость вращения, U - напряжение питания 27В, I - ток якоря, R - активное сопротивление якоря.
мега 128 поятянет любой из вариантов.
5. Максимально широкими (для вашего случая не уже 3 мм) дорожки силовой части 4, 2,3,13,14,1,15 L298 к JP2 и к ИП 27В.
6. Вдруг попадется L298D D4...D7 можете не ставить.
haker_fox
L298 на указанной схеме включена с грубейшими ошибками: паралеллить надо OUT1 с OUT4 и OUT2 с OUT3. Входы тоже не все верно запаралеллены.
Ну и вообще все схему не помешало бы начертить чуть красивее, выровняв хотябы две рядом расположенные MC34063, тоже самое касается и печатки. Линии с последовательного порта на max232 желательно завести через RC-цепочки.
arisov
Цитата(haker_fox @ Jan 31 2009, 20:41) *
L298 на указанной схеме включена с грубейшими ошибками: паралеллить надо OUT1 с OUT4 и OUT2 с OUT3. Входы тоже не все верно запаралеллены.

Эт почему же так нельзя? DataSheet читали? Там написано, что будьте осторожны когда соединяете как Вы описали. (Figure7:For higher currents, outputs can be paralleled. Take care to parallel channel 1 with channel 4
and channel 2 with channel 3)
Вот мой вариантик (без защиты по току).
_Pasha
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 02:55) *
Take care to parallel channel 1 with channel 4 and channel 2 with channel 3)
Еще один маладэц!  biggrin.gif Картинку при этом смотрели? Надеюсь, плату еще не разводили.
arisov
Цитата(_Pasha @ Feb 2 2009, 02:37) *
Еще один маладэц!  biggrin.gif Картинку при этом смотрели? Надеюсь, плату еще не разводили.

Картинку смотрел, смотрел и самую первую картинку ("внутренности"), разницы между каналами не заметно. Плату в варианте с L298 не разводил, просто попросили на одном форуме "нарисовать" схемку с этим драйвером. Подскажите, тогда почему нельзя соединять между собою расположенные рядом выводы, это разработчики ИМС специально сделали, что те кто её применяет помучились? "Тыкните" пожалуста, в DataSheet в строчки о проблемах при параллельном соединении, а то люди, возможно, которые будут её собирать испытают "лёгкое разочарование. smile3009.gif
VladimirYU
Цитата(_Pasha @ Feb 2 2009, 02:37) *
Еще один маладэц!  biggrin.gif Картинку при этом смотрели? Надеюсь, плату еще не разводили.

Зачэм зубы скалыть? По делу что ли не ответить?
ИМХО, если уж так хочется параллелить, хотя для данного случая это не нужно. Да вообще говоря это (параллельная работа силовых каскадов) никогда не было лучшим решением. Параллельте тогда ПЛЕЧИ мостов, не забывая про их управляющие сигналы, а не МОСТЫ целиком (см. Fig. 7 DS L298).

Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 09:36) *
Картинку смотрел, смотрел и самую первую картинку ("внутренности"), разницы между каналами не заметно. .....
"Тыкните" пожалуста, в DataSheet в строчки о проблемах при параллельном соединении, а то люди, возможно, которые будут её собирать испытают "лёгкое разочарование. smile3009.gif

DS это не картинки из журнала "Мурзилка" - найди десять отличий. См Fig 6. таблица истинности при равенстве входных сигналов.
Inputs Function
Ven = H C = H ; D = L Forward
C = L ; D = H Reverse
C = D Fast Motor Stop
Ven = L C = X ; D = X Free Running
Motor Stop
haker_fox
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 06:55) *
Эт почему же так нельзя? DataSheet читали? Там написано, что будьте осторожны когда соединяете как Вы описали. (Figure7:For higher currents, outputs can be paralleled. Take care to parallel channel 1 with channel 4
and channel 2 with channel 3)

Читал. Так а почему не быть осторожным, когда соединяешь каналы, как это сделали Вы? Смысл-то включения не меняется. И уж я стараюсь (пока особого опыта нет) следовать рекомендациям официальной документации, чем делать ход конем rolleyes.gif Тем более, кроме предупреждения я альтернативы не видел. Ну обычно если предупреждают о чем-то опасном, дают альтернативное решение. В общем (ИМХО) ничего страшного нет в том, чтобы следовать даташиту.
_Pasha
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 10:36) *
 испытают "лёгкое разочарование.

Забыл за зубоскальством: по выходу диоды надо бы пошустрее, но никак не 1N5402, которые для фронта/среза импульса будут "прозваниваться" как гвозди, да и на выбросы не успеют открыться. Только я сейчас не готов Шоттки 2-3 амперные назвать (плохо их знаю), а так, из быстрых - SF38, HER308 smile.gif
arisov
Пока ждал ответа "полазил" по инету. Вот здесь, например, http://www.cnczone.com/forums/showthread.php?t=20802 известный и уважаемый среди самодельщиков-ЧПУшников pminmo пишет, что ST не рекомендует этот метод соединения. + http://www.cnczone.com/forums/showthread.php?t=21169 . Схема в DataSheet (Figure7) может и дана для того, что так не делать, вернее делать, но с осторожностью.
Про диоды - согласен, можно и пошустрее. Некоторые ставят FR30x.
Rom20
Цитата(VladimirYU @ Jan 31 2009, 12:31) *
По схеме.
5. Максимально широкими (для вашего случая не уже 3 мм) дорожки силовой части 4, 2,3,13,14,1,15 L298 к JP2 и к ИП 27В.

нашел ГОСТ по ширине дарожек там рекомендация 1мм на 1.5А, сделал дорожки по 1.5мм номинальный ток двигателя 1.6А. Вы советуете не менее 3мм, это Вы исходите из личного опыта? Прилагаю печатку в новой редакции может что еще посоветуете. Заранее спасибо
VladimirYU
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 11:06) *
Читал. Так а почему не быть осторожным, когда соединяешь каналы, как это сделали Вы? Смысл-то включения не меняется. И уж я стараюсь (пока особого опыта нет) следовать рекомендациям официальной документации, чем делать ход конем rolleyes.gif Тем более, кроме предупреждения я альтернативы не видел. Ну обычно если предупреждают о чем-то опасном, дают альтернативное решение. В общем (ИМХО) ничего страшного нет в том, чтобы следовать даташиту.

Можно только предположить, что это предупреждение связано с внутренней логикой управления плечами мостов (левым и правым), обеспечивающим защиту от сквозных токов. Видимо, чтобы эта логика работала корректно, предлагают параллелить левые и правые плечи, а не правое с левым.
arisov
Картинка на fig6 как раз и говорит, что все каналы идентичны по логике.

Предупреждение скорее всего для случая раздельного использования сигналов Enable, например, для ШИМ - вот здесь как раз и проявятся казусы. Поэтому на схеме (Fig7) эти входа и объеденены.
_Pasha
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 12:26) *
Пока ждал ответа "полазил" по инету.


Спасибо за подборку. Но там была фраза 
Цитата
Finally got it working, no troubles so far
Вы думаете, если бы у него что-то стряслось, он бы смолчал? smile.gif А про 3 разные микросхемы впараллель - это не из нашей темы.

http://www.krupin.net/serendipity/index.ph...ation-part.html Там в EAGLE sch/brd. Если у кого-нить прямо под рукой это чудо-юдо, плз превратите их в картинки. 

Цитата
Про диоды - согласен, можно и пошустрее. Некоторые ставят FR30x.
+1, но чем шустрее - тем меньше будет перегрев 298-ой
VladimirYU
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 11:26) *
....что ST не рекомендует этот метод соединения. + [url="http://www.cnczone.com/forums/showthread.php?Схема в DataSheet (Figure7) может и дана для того, что так не делать, вернее делать, но с осторожностью.
Про диоды - согласен, можно и пошустрее. Некоторые ставят FR30x.

Картинка на fig6 как раз и говорит, что все каналы идентичны по логике.

Предупреждение скорее всего для случая раздельного использования сигналов Enable - вот здесь как раз и проявятся казусы.

Совершенно верно, об этом уже говорилось, параллельную работу силовых каскадов лучше не применять, но если очень хочется или очень надо см. Fig 7, где предупреждают, на что обратить особое внимание.
arisov
Цитата(_Pasha @ Feb 2 2009, 11:47) *
Спасибо за подборку. Но там была фраза Вы думаете, если бы у него что-то стряслось, он бы смолчал? smile.gif А про 3 разные микросхемы впараллель - это не из нашей темы.

Извините, ошибся ссылками. Просто во второй ссылке http://www.cnczone.com/forums/showthread.php?t=21169 по схеме Fig.7 уже не такой уважаемый, как pminmo biggrin.gif slp_prlzys ссылается на первую ссылку и пишет, что это не совсем верно, а у меня в этот момент была открыта ещё страница http://www.ikalogic.com/shm_hb_l298.php вот я «второпях» не разобравшись и подумал, что критикуют этот вариант.

Но не мы одни такие вопросы задаём http://forum.allaboutcircuits.com/showthre...3263&page=4

Цитата(VladimirYU @ Feb 2 2009, 11:52) *
Совершенно верно, об этом уже говорилось, параллельную работу силовых каскадов лучше не применять, но если очень хочется или очень надо см. Fig 7, где предупреждают, на что обратить особое внимание.

Много раз читал, что параллелить выходы одного кристалла не возбраняется.
haker_fox
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 17:14) *
Но не мы одни такие вопросы задаём [url="http://forum.allaboutcircuits.com/showthread.php?t=3263&page=4"]http:

Так это, быть или не быть? (параллельному варианту включения одной микросхемы) maniac.gif
arisov
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 12:33) *
Так это, быть или не быть? (параллельному варианту включения одной микросхемы) maniac.gif

Я пока останусь при своём мнении (пока не переубедили), тем более где-то раньше видел описание работающих? конструкций с запаралеленными близко расположенными выводами.
_Pasha
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 13:42) *
Я пока останусь при своём мнении (пока не переубедили), тем более где-то раньше видел описание работающих? конструкций с запаралеленными близко расположенными выводами.

Раз уж Вы такой упорный, держите длины дорожек на управляющие входы одинаковыми и сами дорожки максимально параллельными. И Enable не стоило бы херить игнорировать smile.gif
ЗЫ По идее это все, сказанное за сегодня, касается устранения причин лишнего перегрева 298-й. В случае успеха, конечно.
haker_fox
Уважаемый arisov, согласно строкам даташита под figure 7 (см. прикрепленный рисунок), нельзя входы Enable держать постоянно притянутыми к +5 В.
evgeny_ch
Цитата(Rom20 @ Jan 30 2009, 10:28) *
Обратная связь не нужна, датчики тока тоже, просто другой меги в наличии нет вот и взял которая есть, Двигатель мощности 1.6А, 2шт. Какое именно проводники на плате стоит заменить? Которые идут от меги к L298?
Не совсем понятно, что такое мощность 1,6А.
Спаренные ДПМ никогда не видел.
Не забываем про пусковой ток и отсутствие его измерения.
arisov
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 13:31) *
Уважаемый arisov, согласно строкам даташита под figure 7 (см. прикрепленный рисунок), нельзя входы Enable держать постоянно притянутыми к +5 В.

Да, это важное замечание, судя по всему это означает, что при вкл./выкл. питания необходимо чтобы Enable=0. При включения RC цепочкой можно обойтись + диод для быстрой разрядки, а при выключении? Это, что получается надо ещё супервизор ставить? Что-то нигде такого не встречал. cool.gif
VladimirYU
Цитата(evgeny_ch @ Feb 2 2009, 13:39) *
Спаренные ДПМ никогда не видел.
Не забываем про пусковой ток и отсутствие его измерения.

Вы что, не видели как спариваются ДПМ-ки rolleyes.gif ? Я даже не рискнул такое спросить.
Ну не хочет человек контроллировать токи имея мегу128, это его право. Ведь еще один сдвоенный ОУ потребуется.
haker_fox
Цитата(VladimirYU @ Feb 2 2009, 19:53) *
Ну не хочет человек контроллировать токи имея мегу128, это его право.

Там все-таки ATmega168. Но дело-то не в этом. ИМХО контролировать ток нужно! Хотя бы встроенным компаратором той же меги. Хотя я у себя применил аппаратный ограничитель на внешнем ОУ по соображениям надежности. Летом в ветке AVR в моей теме по электроприводу велись очень долгие дебаты, касающиеся надежности управления движком с помощью микроконтроллера. Отголоски в соседней теме (позиционирование) этого подфорума. Пришли к выводу, что лучше не рисковать и по максимуму использовать аппаратные схемы защит. Даже от кварца отказались в пользу RC генератора (с синхронизацией от часового кварца).

Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 19:14) *
Что-то нигде такого не встречал. cool.gif

А почему бы PWM не пустить на входы ENABLE? Тогда будет гарантия что эти входы при включении питания будут притянуты к лог. 0, т.к. по умолчанию ножки микроконтроллера на вход настроены. Лог. 0 можно сформировать pull-down резистором. Реверсом и торможением управлять с помощью входов IN. При этом, правда, потребуется на одну линию больше от мк. Но это не так существенно.

p.s. глупость сказал! Ведь это не решит проблемы при выключении силового питания. Не отдельным же мосфетом его коммутировать...
VladimirYU
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 15:30) *
... Пришли к выводу, что лучше не рисковать и по максимуму использовать аппаратные схемы защит.

+1
arisov
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 15:37) *
А почему бы PWM не пустить на входы ENABLE? Тогда будет гарантия что эти входы при включении питания будут притянуты к лог. 0, т.к. по умолчанию ножки микроконтроллера на вход настроены. Лог. 0 можно сформировать pull-down резистором. Реверсом и торможением управлять с помощью входов IN. При этом, правда, потребуется на одну линию больше от мк. Но это не так существенно.
p.s. глупость сказал! Ведь это не решит проблемы при выключении силового питания. Не отдельным же мосфетом его коммутировать...

Можно тогда сделать так –Enable подключить к любому свободному выходу МК с установленной 1 и между ним и «землёй» резистор 10кОм. Т.к. в МК используются внутренний Brown-Out Detector (4V) и во время вкл.-выкл. (Reset) все выхода в высоимпендансом состоянии, то через резистор будет выключение L298.
evgeny_ch
Цитата(VladimirYU @ Feb 2 2009, 14:53) *
Вы что, не видели как спариваются ДПМ-ки rolleyes.gif ? Я даже не рискнул такое спросить.
Ну не хочет человек контроллировать токи имея мегу128, это его право. Ведь еще один сдвоенный ОУ потребуется.
Видел только спаривание йожыков. biggrin.gif
Посмотрел на спр. данные ДПМ, у 30 габарита может
доходить до 9А, не рискнул бы без токоограничения.
evgeny_ch
Файлик, там на картинки два резистора.
Топология видна.
_Pasha
Цитата(evgeny_ch @ Feb 2 2009, 17:27) *
Файлик, там на картинки два резистора.
Топология видна.


Спасибо! Кому как, а мне полезно. Я вот свою поделку кривее нарисовал. Буду переделывать.
_Pasha
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Кто-нить может на пальцах объяснить что это и как оно работает?
evgeny_ch
Цитата(_Pasha @ Feb 6 2009, 13:14) *
Кто-нить может на пальцах объяснить что это и как оно работает?
Под софтстартом здесь понимается плавный разгон двигателя.
По закону заряда конденсатора напряжением на выходе моста.
Максимальный уровень напряжения опр. соотношением резисторов, скорость
заряда номиналом верхнего резистора и скважностью ШИМ.
Это часть задатчика скорости.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.