Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Инвертор тягового электродвигателя для спорта
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Силовая Электроника - Power Electronics > Электрические машины, Электропривод и Управление
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
oleg_d
Цитата(ELEKTROS @ Dec 5 2015, 14:43) *
oleg_d, привод 750кВт для белаза это на асинхронниках который, это один мотор или два по 750кВт?

Один синхронный генератор на 750кВт и два асинхронных мотора соответствующей мощности.
ELEKTROS
Ясно, это наверное 130-ти тонный Белаз, сейчас делаем привод на базе ВИРД, два мотора по 500кВт, генератор такой-же примерно 800кВт вроде бы, как подумаю как это всё испытывать на Белазе, взрыв мозга.
oleg_d
Цитата(ELEKTROS @ Dec 5 2015, 17:11) *
Ясно, это наверное 130-ти тонный белаз, щас делаем привод на базе ВИРД, два мотора по 500кВт, генератор такой-же примерно 800кВт вродебы, как подумаю как это всё испытывать на белазе, взрыв мозга.

Зачем на машине испытывать, в лаборатории все посадите на одну ось, и проблем нет.
ELEKTROS
Испытать двигатели не проблема на тепло, мощность (в данном случае и сажать ненадо двигатели друг на друга так как они 6-ти фазные и можно испытать сам в себе, разве что для проверки механики) на каких-то стационарных режимах, также как и преобразователь, а вот динамические режимы получить на таких мощностях трудно в силу кучи факторов (всё сводиться к полноценному стенду которого никогда не будет sm.gif), не первый раз такое делать будем, да если бы и был стенд всё равно жуть: стационарные объекты это одно, а движущиеся другое.
oleg_d
Цитата(ELEKTROS @ Dec 5 2015, 17:55) *
не первый раз такое делать будем

Когда есть опыт, всегда легче.

Шесть фаз предполагаю для уменьшения пульсаций.
Наверно инверторы тоже чуточку раздуваются из за количества фаз.
ELEKTROS
Да, шесть фаз для уменьшения пульсаций.
Alex-GTU
Цитата(khach @ Dec 5 2015, 15:04) *
Подскажите пожалуста производителя трубчатого провода прямоугольного для обмоток мощных двигателей. Вроде существует биметаллический провод, снаружи медь, внутри нержавейка или латунь. Особенность- внутренний канал не сдавливается при изгибе. То ли ребра жесткости, то ли еще какое ноу-хау. Ну и фирма наборы инструмента для гибки и формовки провода выпускает. Вот только название фирмы неизвестно.
А как в таки мощных двигателях укладывать првод в пазы? Если двигатель часто реверсируется то витки начинали колебаться в пазах и изоляцию протирало. Одного расклинивания со стороны паза для вкладывания обмотки недостаточно. Какие существуют решения для механической закрепки обмотки (кроме монолитной заливки смолой)


http://naelco.ru/ru/ Подойдёт?
khach
Цитата(Alex-GTU @ Dec 7 2015, 08:23) *
http://naelco.ru/ru/ Подойдёт?

Это же сверхпроводящие провода керамические ВТСП . Пойдет, только надо весь двигатель перепроектировать под криогенику и еще трубки хладогента в мотор вставить. Вроде при мощностях менее мегаватта это не выгодно.
Я про обычные справшивал, типа как на рисунке. Вообще то это электроды для электроэрозионных сверлилльных станков, но можно купить длинные куски и покрыть изоляцией. Но это долго и мороки много.
Alex-GTU
Цитата(khach @ Dec 7 2015, 15:19) *
Это же сверхпроводящие провода керамические ВТСП . Пойдет, только надо весь двигатель перепроектировать под криогенику и еще трубки хладогента в мотор вставить. Вроде при мощностях менее мегаватта это не выгодно.
Я про обычные справшивал, типа как на рисунке. Вообще то это электроды для электроэрозионных сверлилльных станков, но можно купить длинные куски и покрыть изоляцией. Но это долго и мороки много.


А кто такие штуки делает?
dpss
Цитата(khach @ Dec 5 2015, 15:04) *
Подскажите пожалуста производителя трубчатого провода прямоугольного для обмоток мощных двигателей.

Я немного экспериментировал с водоохлаждаемыми медными обмотками. Провод с внутренним каналом выгоден при большом сечении(более 100 квадратных мм). Когда сделал катушку из плоской медной трубы 8х3 с стенкой 1 мм получил очень большое гидравлическое сопротивление . Для прокачки воды нужно большое давление или в лобовых частях витков делать продольные прорези и объединять полувитки водяными коллекторами. Коллектор делается в виде полости при заливке обмотки эпоксидной смолой. Еще одна проблема. Что бы не было электолиза между витками вода должна быть деионизированной. Катушка получается очень жесткая и должна иметь хорошие допуска по размерам, иначе ее не возможно вставить в паз статора. У такой катушки плохой коэффициент заполнения. С всыпными обмотками из обычного повода всё намного проще. У нас в конторе есть тепловизор, я поисследовал разницу температур в разных частях обмоток и пришел любопытному выводу, что при длине статора примерно до 300 мм. достаточно эффективно охлаждать лобовые части, что бы получить градиент не более 15 градусов, за счет хорошей теплопроводности медного провода. Если в смолу добавить подходящий наполнитель, то можно не мало тепла оттянуть и через железо статора.
oleg_d
Цитата(dpss @ Dec 8 2015, 20:29) *
Что бы не было электолиза между витками вода должна быть деионизированной.

Как Вы считаете, на сколько быстро такая вода в охлаждающей системе придет в негодность.
khach
Цитата(oleg_d @ Dec 10 2015, 11:56) *
Как Вы считаете, на сколько быстро такая вода в охлаждающей системе придет в негодность.

C ионным фильтром- где то пол-года нормально будет, потом менять и воду, и фильтр. Отсюда кстати вопрос про биметаллические провода с внутренней латунной или нержавющей поверхностю- они и коррозионно стойкие, и механическая жесткость выше. Возможно конечно и компромисный вариант- обычный провод, но в паз обмотки вкладывается одна- две трубки для охлаждения. КТо-нибудь такие варианты обмоток рассматривал или в моделяторах считал( как по магнитному полю, так и по теплу и по механике, т.е мультифизика как сейчас говорить принято)?
egori4
TVS диоды 100kw (50kw) ))
oleg_d
В публикациях от SEMIKRON иногда видно датчики тока как на картинке, может быть кто то владеет более подробной информацией,
и может поделится.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
egori4
Речь о "боченках"? ) с телефона не очень видно, но похоже что из них штуцеры торчат, вход для жидкостного охлаждения??)))) может это и не датчики тока вовсе?))
dpss
Цитата(egori4 @ Dec 13 2015, 22:16) *
Речь о "боченках"? ) с телефона не очень видно, но похоже что из них штуцеры торчат, вход для жидкостного охлаждения??)))) может это и не датчики тока вовсе?))

Это не штуцеры, а байонетные разъемы припаянные на плату. По поводу использования оспользования деионизованной воды. У нас есть оборудование плазменной резки и сварки производства Thermal dynamics. Там интересно сделана силовая подводка к плазмотрону. Внутри ПВХ трубы с охлаждающей водой пропущена медная плетеная косичка по которой идет ток до 300 ампер. Совмещенная ионнобменная смола в сетчатом мешочке подвешена изнутри к заливной крышке водяного бачка. Есть датчик сопротивления воды. В последнее время наблюдаю тенденцию перехода от воды к жидкому маслу, например трансформаторному. Так охлаждают шпиндели в станках DMG\Mori Seiki.
Hexel
это не штуцеры это BNC коннекторы (коаксиальные)

EDIT: сорри, не увидел вторую страницу и пост на ней...
khach
Подскажите пожалуйста, что почитать про режимы рекуперации энергии и зарядки батарей через силовой инвертер в гибридной установке. Какие "интеллектуальные" рещения существуют, кроме тупого использования обратных диодов в силовом мосте?
oleg_d
Цитата(khach @ Dec 15 2015, 12:58) *
Подскажите пожалуйста, что почитать про режимы рекуперации энергии и зарядки батарей через силовой инвертер в гибридной установке. Какие "интеллектуальные" рещения существуют, кроме тупого использования обратных диодов в силовом мосте?

Рекуперацию получают, запросив крутящий момент противоположный текущему направлению вращения.
khach
Цитата(oleg_d @ Dec 15 2015, 13:40) *
Рекуперацию получают, запросив крутящий момент противоположный текущему направлению вращения.

Вот только напряжение при этом совсем не обязательно первышает напряжение на аккумуляторах. А потом вдруг первышает, т.к контроллер продолжает сдвигать фазовый угол. Ток пошел, можно удар в трансмиссии словить. А можно столько тока пустить, что батарее поплохеет. Мой вопрос про бустерные каскады повышения напряжения для торможения рекуперацией на средних и низких оборотах, рекуперации на ионисторы с последующим сливом энергии в батарею итд. Алгоритмы переходных процессов разгон-торможение, в том числе взаимодействие инвертора с ДВС и механическими тормозами. А то недавно выдел прикол- бустерная система зарядки с рекуператором и сработавший ABS. В логах переходных процессов можно голову сломать, а контроллер ушел в защиту и просто бросил управление.
oleg_d
Не знаю по чему у Вас все так плохо, у меня все работает плавно, сколько крутящего момента на торможение запрашиваю, столько соответствующего тока рекуперации получаю.
1108
Цитата(khach @ Dec 15 2015, 13:58) *
Подскажите пожалуйста, что почитать про режимы рекуперации энергии и зарядки батарей через силовой инвертер в гибридной установке. Какие "интеллектуальные" рещения существуют, кроме тупого использования обратных диодов в силовом мосте?

Инвертор с мотором может работать в генераторном режиме и моторном режиме.
Рекуперация получается в генераторном режиме.
При этом на валу электромашины развивается тормозящее усилие.

Возможно несколько режимов(в зависимости от алгоритма).
Первый запрашивается момент на валу и получают ток в звене Ud пропорциональный мощности на валу.
Далее можно ввести условие по перенапряжению в звене Ud.
Регулируется напряжение в звене Ud величиной момента.
И третий: В случае наличия датчика тока в звене Ud регулируется непосредственно зарядный ток.
Для меня предпочтителен третий вариант.
И работа инвертора должна согласовываться с буферным накопителем(какой он ток может получить и отдать).
Также необходимо согласовывать работу электропривода с ДВС.
На низких оборотах можно незначительным моментом заглушить ДВС.
egori4
При актив клампинге, без разницы какие.TVS использовать?одна или двунаправленые? Если без разницы, то двунаправленые видимо лучше, не надо "обычный" диод еще ставить...или как?
oleg_d
Цитата(egori4 @ Dec 15 2015, 17:30) *
При актив клампинге, без разницы какие.TVS использовать?одна или двунаправленые? Если без разницы, то двунаправленые видимо лучше, не надо "обычный" диод еще ставить...или как?

Если применяется "Desaturation Protection" и напряжение измеряется где то на цепочке TVS диодов, а не прямо на коллекторах IGBT, двунаправленные применить не получится.
egori4
Ясно...спасибо)
Олег, если не засекреченная информация))) на какой номинал ставили TVS чтобы на 1000в работать(правда у вас модули до 1700в))))? а то разброс приличный у них начала открывания и полного открытия(((( к примеру если взять 2 1.5ke400 то начало открытия 760-840 вольт , полное открытие 1096 в....а если 1.5ke440 то начало открытия 836-924 и полное открытие 1206в....а если 3 1.5KE300 то 855-945 и полное открытие 1242в это для ST.... ( http://pdf1.alldatasheet.com/datasheet-pdf...KE400CARL.html)
oleg_d
Цитата(egori4 @ Dec 16 2015, 11:38) *
а то разброс приличный

Схема драйвера должна быть такой, чтобы необходимое ограничение выброса наступило не достигая полного открытия TVS.
1108
Цитата(oleg_d @ Dec 17 2015, 12:39) *
Схема драйвера должна быть такой, чтобы необходимое ограничение выброса наступило не достигая полного открытия TVS.

Вы в своей схеме какие защитные стабилитроны на актив кламп ставили?
oleg_d
Цитата(1108 @ Dec 18 2015, 02:13) *
Вы в своей схеме какие защитные стабилитроны на актив кламп ставили?

Для 1200 вольт модуля четыре SMCJ200A.
SmartRed
Цитата(oleg_d @ Dec 13 2015, 22:15) *
В публикациях от SEMIKRON иногда видно датчики тока как на картинке, может быть кто то владеет более подробной информацией,
и может поделится.

Дайте пожалуйста ссылку, или выложите сам документ из которого взята эта картинка.
oleg_d
Цитата(SmartRed @ Dec 18 2015, 11:49) *
Дайте пожалуйста ссылку, или выложите сам документ из которого взята эта картинка.


Страница 375

http://www.semikron.com/dl/service-support...ish-en-2015.pdf
AlexKit
Цитата(egori4 @ Dec 1 2015, 18:39) *
Outranner ~36 см в диаметре, сечение обмотки фазы 5х1,25х2,5 мм2 (звезда) расчетное напряжение ~300-400 в, обороты 3000-3500. Вес -надеюсь в 20-25 кг уложиться....ротор проточен, статор нарезал, но сейчас на этапе переделки (другой метод нарезки)...ну и внутренняя часть на этапе изготовления. Охлаждение -жидкостное. На магнитах двигатель. Крутящий момент ~200 нм (расчетный) при ~200амперах. Это в номинале, по результатам видно будет как с охлаждением все хорошо/плохо будет....большая часть потерь в железе ожидается при этом токе...так что если отводить нормально выйдет тепло,то в обмотки бОльше вливать можно...

А так что, мысли простые-надо удельную мощность повысить на кг веса-надо сталь на основе кобальта применять 0.18-0.2мм, порошковые статоры не знаю сколько Тл у них насыщение....высокое напряжение питания это хорошо конечно, но толщина и качество обмотки??коэффициент заполнения окна?? Он при обычном круглом проводе 0.5-0.6 в лучшем случае....dv/dt как мне видиться может попробивать все к фигам со временем эксплуатации... Да и шарахнет если?))) труп 100%))вообще в транспорте 150 вольт мне видится в пределах нормы, мощь фазностью поднимать можно...я бы на 150 делал, да мотать хуже будет...провод у меня прямоугольный...

Впечатляет! уже сделали? тоже надо примерно такой... и тоже на FPGA, вы уже развели? а то можем объединить усилия, я правда больше по Altera...
1108
Цитата(oleg_d @ Dec 18 2015, 12:39) *
Для 1200 вольт модуля четыре SMCJ200A.


На схеме драйверов Вашего инвертора видны частично два стабилитрона в цепи актив кламп.
1108
Новый тип яссы появился:
http://www.yasamotors.com/products/p400_series/
oleg_d
Цитата(1108 @ Dec 20 2015, 15:02) *
На схеме драйверов Вашего инвертора видны частично два стабилитрона в цепи актив кламп.


Там рядом написано что вариант предварительный, а теперь предпоследний.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
1108
Я применял цепочку из трех стабилитронов на 350 вольт.Дерейтинг от 750 до 800 снижает ток в 2 раза.На 850 вольтах отключение шима.Как у Вас?
oleg_d
Цитата(1108 @ Dec 20 2015, 16:52) *
Новый тип яссы появился:
http://www.yasamotors.com/products/p400_series/

Все никак не могут отказаться от своих дурацких хвостиков.

Цитата(1108 @ Dec 20 2015, 19:35) *
Я применял цепочку из трех стабилитронов на 350 вольт.Дерейтинг от 750 до 800 снижает ток в 2 раза.На 850 вольтах отключение шима.Как у Вас?

Ток не снижаю, при напряжении 850 вольт все еще штатно срабатывает аппаратная защита по КЗ, ШИМ отключается только если КЗ, или неполадки с питанием на плате драйверов.
egori4
Цитата(AlexKit @ Dec 19 2015, 22:46) *
Впечатляет! уже сделали? тоже надо примерно такой... и тоже на FPGA, вы уже развели? а то можем объединить усилия, я правда больше по Altera...

Нет еще, буду звонить на неделе спрашивать дорезали статор или нет....Развел что? Драйвера (вкл, выкл) на кусках макеток собрал, потихоньку пилю в области своевременных отключение))) как допилю-полностью допаяю драйвера все...
egori4
Олег, затворные резисторы в допустимых режимах работают?(это же mini-melf вроде как) там импульсная мощность не очень большая, графики в даташите есть...CBB0207 посмотрите vishay у них 200вт в импульсе до 10us.
egori4
Немного поэкспериментировал...На рисунке схема подключения. Кратко, обычный трансформатор с выходом после выпрямления 64вольта- заряжает мкп конденсатор, конденсатор подключен к igbt модулю (неидеально-некоторая индуктивность добавилась). Параметры конденсатора на рисунке указаны... На затвор подавал импульс одиночный ограниченной регулируемой длительности....На осциллограммах- одна просто с актив клампингом (tvs 200 вольт), вторая с "премудростями"+ тот же актив клампинг. На канале осциллографа включен фильтр 20Mhz. Ток мерить нечем...надо шунт купить/собрать ))) есть датчики LEM но там надо us иметь длительность)) Осцилограммы при примерно 800ns открытого затвора (в принципе видно по самой осциллограме).
oleg_d
Цитата(egori4 @ Dec 21 2015, 13:52) *
Олег, затворные резисторы в допустимых режимах работают?(это же mini-melf вроде как) там импульсная мощность не очень большая, графики в даташите есть...CBB0207 посмотрите vishay у них 200вт в импульсе до 10us.

MELF занимает меньше места, также отпадают вопросы про импульсную нагрузку.


Цитата(egori4 @ Dec 22 2015, 00:17) *
надо шунт купить/собрать

Желательно "Rogowski Coil Current Sensor"
egori4
Дребезг в щупах наводиться сильный,даже если не подключенный на столе лежит((((melf разный у vishay если серия mma0204 то ~15вт в импульсе, а если cma0204 то 40 вт в импульсе...
oleg_d
Цитата(egori4 @ Dec 22 2015, 08:04) *
Дребезг в щупах наводиться сильный,даже если не подключенный на столе лежит

Можно применить симметричный щуп, например THD P0200

Цитата
((((melf разный у vishay если серия mma0204 то ~15вт в импульсе, а если cma0204 то 40 вт в импульсе...

Применяю MMB0207
egori4
MMB0207 -40вт в импульсе...ссылку не кините на щуп?сходу не находиться поиском...из щупов только fluke родные и agilent 10073c....прикинул по току, 300-400 ампер был примерно. С поясом Роговского...за недорого не видел((можно самому конечно мотнуть и примерно откалибровать....
khach
Цитата(1108 @ Dec 20 2015, 17:52) *
Новый тип яссы появился:

А кто-нибудь мотал обмотки HVH (high voltgae hairpin) по мотивам патентов REMI? Чем профиль витка формировали и как варили концы? Или это на чипмейкере надо спрашивать?
И еще вопрос. Вот есть драйвер от инфинеоновского поверпака.
Предположим сработала защита по току DESAT. Как реагировать на этот сигнал контроллеру аппаратно, куда его лучше заводить (на прерывания, на capture вход таймера) и как из такой защиты выходить? Подхватывать движок на ходу? По каким датчикам?

oleg_d
Цитата(egori4 @ Dec 22 2015, 12:31) *
ссылку не кините на щуп?сходу не находиться поиском

http://www.tek.com/sites/tek.com/files/med...sheet-10_94.pdf

Цитата
можно самому конечно мотнуть и примерно откалибровать....

Так и сделайте.

Цитата(khach @ Dec 22 2015, 12:49) *
Предположим сработала защита по току DESAT. Как реагировать на этот сигнал контроллеру аппаратно, куда его лучше заводить (на прерывания, на capture вход таймера) и как из такой защиты выходить? Подхватывать движок на ходу? По каким датчикам?

Аппаратная остановка ШИМ, перезагрузка.
khach
Цитата(oleg_d @ Dec 22 2015, 14:18) *
Аппаратная остановка ШИМ, перезагрузка.

Дык автомобиль то в разгоне был. Может на обгоне в левом ряду. Пока перезагружать будем, а машина без тяги- убьемся на...г. Отсюда и идея про capture-compare timer - при срабатывании защиты точно знаем коэффициент заполнения при котором дошли до перегрузки. Т.е временно (до изменения режима) это будет максимум ШИМа. А вот синхронизацией повторной проблема - может появится отрицательное ускорение сильное- например перегрузку словили на горке. Бездатчиковые методы почему то плохо в этом случае работают. Или надо использовать датчики позиционировнаия ротора и в релейном режиме коммутировать обмотки.
egori4
Накатом в правый ряд))хорошо бы иметь муфту какую размыкаемую...сработала защита =>отключилась муфта=>накат...и кнопка "терять уже нечего-попробуем еще раз" )))
Щуп хороший...буду мониторить,может удасться за приемлимые деньги купить.
oleg_d
Цитата(khach @ Dec 22 2015, 13:52) *
Дык автомобиль то в разгоне был. Может на обгоне в левом ряду. Пока перезагружать будем, а машина без тяги- убьемся на...г. Отсюда и идея про capture-compare timer - при срабатывании защиты точно знаем коэффициент заполнения при котором дошли до перегрузки. Т.е временно (до изменения режима) это будет максимум ШИМа. А вот синхронизацией повторной проблема - может появится отрицательное ускорение сильное- например перегрузку словили на горке. Бездатчиковые методы почему то плохо в этом случае работают. Или надо использовать датчики позиционировнаия ротора и в релейном режиме коммутировать обмотки.

Если сработало по DESAT, проблемы большие,быстро ничего не получится.
egori4
Да, тоже думаю что при десат, второй раз включать подумать 10 раз стоит....можно делать два порога, по первому шим зарезать, а если второй перелезло-откл. без вариантов. Не забываем об сопротивлению вращению при пробитых модулях, кз в обмотке и т.д. Клина словить можно в общем...и тогда только своевременный накат и тормозная система на колодках.
khach
Цитата(egori4 @ Dec 22 2015, 15:40) *
Да, тоже думаю что при десат, второй раз включать подумать 10 раз стоит....можно делать два порога, по первому шим зарезать, а если второй перелезло-откл. без вариантов.

Т.е deast это авария без вариантов, с полной перезагрузкой и повторным включнием только через органичительный резистор в батарее? А датчики тока по фазам завести на компараторы с уставкой от ЦАП и выходы компараторов на capture входы таймера?
ЗЫ. Кто сталкивался с индуктивными датчиками положения ротора? Мне тут подогнали мотор от KIA - на валу эксцентрик с синусоидальной формой зуба 8-лепестковый, на этот эксцентрик смотрят 20 катушек, равномерно расположенные по окружности. От катушек идет 6 выводов. Ясно, что датчик чисто индуктивный, никаких холлов нет. Как с таким работать? Кто нибудь сталкивался?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.